• 2 декабря 2022 12:51

    Спрос на перевозки по Восточному полигону после 2025 года будет превышать провозную способность на 70-80 млн тонн — эксперт

    Потенциал переориентации потоков на СМП к 2040 году составит до 55 млн тонн

    Изменение направления грузопотоков в РФ в ближайшей перспективе может привести к избытку грузов на Восточном полигоне до 80 млн тонн, из которых большая часть могла бы перейти на арктические порты, однако этому препятствует ряд ограничений, в том числе инфраструктурных. Об этом сказал партнер компании «Технологии доверия» Михаил Баженов на презентации Архангельской области в Москве, организованном Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.

    По оценке эксперта, к 2040 году общий объем грузов, попавших в категорию «под риском изменения логистический цепей и поиска новых рынков сбыта», превысит 190 млн тонн, из них 187 млн тонн будут ориентированы на восточное направление. Из названных 187 млн тонн большую часть – 152 млн тонн – составят грузы, которые будут направлены в АТР из-за санкций и прочих ограничений, 15 млн тонн – санкционные грузы Беларуси, 20 млн тонн – возникшие из-за перестройки логистических цепей контейнерные грузы. Как уточняет эксперт, основная доля грузопотока на данном направлении будет представлена насыпными и наливными энергоресурсами. Как отмечает эксперт, к 2040 году 83 млн тонн угля из 198 млн тонн общего прироста экспорта угля и 47 млн тонн наливных грузов из 115 млн тонн прироста, будут для доставки в страны АТР распределены между ключевыми транспортными коридорами, из которых оптимальным по срокам и цене остается Восточный полигон.

    По словам Михаила Баженова, из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона ж/д избыток грузопотока составит до 80 млн тонн «по самым консервативным оценкам». Данный объем будет распределен между четырьмя направлениями: Северный морской путь (СМП), Балтика, Азово-Черноморское и «Север-Юг», причем, по предварительным оценкам, порядка 55 млн тонн придется на арктические порты, в первую очередь, Мурманск и Архангельск. Предполагается, что, учитывая сложившиеся специализации и планируемые к введению мощности, такие как глубоководный порт в Архангельске, между двумя портами будет достигнут некий баланс, и порядка 22,3 млн тонн будет обрабатывать Архангельск, имеющий основное преимущество в виде более короткой – на двое суток - ж\д до логистических центров РФ.

    Так, по расчетам эксперта, к 2040 году доступный рынок морского порта Архангельск может составить 41 млн тонн. Помимо переориентированных с Восточного полигона грузов (22,3 млн тонн) прибавится транзит из Беларуси – 6,6 млн тонн и грузы, возникшие благодаря «увеличению экспортного потенциала российских грузоотправителей» — порядка 6,9 млн тон. Плюс текущий грузооборот морских отправок порта Архангельск – 3,9 млн тонн. Как предполагается, по номенклатуре этот объем будет распределен следующим образом: по 8 млн тонн составят лесные грузы, нефтепродукты и удобрения, 6 млн тонн – контейнерный импорт и по 4 млн тонн – уголь, черные металлы и генеральные грузы. Из названных 41 млн тонн на Северную ж\д придется 25,4 млн тонн, на Белкомур – 12 млн тонн, на каботаж – 2,8 млн тонн и на авто – 0,8 млн тонн.

    Однако, по оценкам аналитика, увеличение грузопотока в данных портах ограничено возможностями инфраструктуры. Так, расширение Мурманского транспортного узла за счет терминалов Лавна и Тулома позволит принимать дополнительно до 22 млн тонн грузов ежегодно, но дальнейший рост будет ограничен пропускной способностью ж/д и удаленностью от основных производств. Схожая ситуация с портом Архангельск, где пропускная способность ж\д на подъездах к порту не превышает 20 млн тонн.

    Как уточняет эксперт, среди прочих ограничений порта Архангельск — конкуренция с портами Балтики и Арктики по вывозу угля, удобрений и металлов, ограниченность грузовой базы региона, относительно небольшие глубины на терминалах «Экономия» и «Бакарица», лимитирующие тоннаж судов до 30 тыс. тонн, потребность в ледовой проводке в зимне-весенний период, инфраструктурная недоразвитость СМП, отсутствие достаточного флота ледового класса, особенно ледоколов и контейнеровозов, а также «недостаточное нормативно-правовое регулирование движения по СМП».

    Как отмечал ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев, провозная способность Восточного железнодорожного полигона в 2022 году увеличится на 9,7% по сравнению с прошлым годом ‒ с 144 млн до 158 млн тонн. Еще 9,4% получится прибавить в 2023 году, когда показатель достигнет 173 млн тонн. Всего с 2013 года, когда началась модернизация Восточного полигона, его провозная способность уже возросла в 1,5 раза, а по итогам 2024 года будет удвоена.

    Восточный железнодорожный полигон включает в себя Транссибирскую магистраль протяженностью 9,3 тыс. км и Байкало-Амурскую длиной 4,3 тыс. км.

    Ссылки по теме:

    Было бы счастье: помогут ли Петербургу «пробки» на Востоке? >>>>

    Необходима организация контейнерных линий на порты Санкт-Петербург и Новороссийск — Сергей Шишкарев >>>>

    МТК «Север — Юг» и морская линия из КНР в Петербург помогут разгрузить восточное направление — Ирина Ольховская >>>>

    Объем перевозок по Восточному полигону по итогам 2022 года превысит 150 млн тонн — РЖД >>>>

    Добыча угля ограничивается на фоне проблем с пропускной способностью Восточного полигона — Виталий Савельев >>>>

    Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивается в 140 млн тонн в год >>>>


20 мая 2024

13:16 Грузооборот порта Вентспилс (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 26%
12:45 Портфель заказов ССК «Звезда» до 2037 года составляет порядка 119 судов
12:31 Для нужд Республики Саха (Якутия) в период навигации планируется доставить 1,25 млн тонн грузов
12:12 Трое моряков пропали без вести после инцидента с турецким судном у побережья Румынии
11:50 На реконструкцию Онежского ССЗ будет выделено 2 млрд рублей
11:37 Глава ОСК: Астраханские верфи могут стать центром строительства дноуглубительного флота
11:17 На Беломорско-Балтийском канале стартовала навигация 2024 года
10:53 На Восточной верфи состоялась выкатка из эллинга шестого судна-краболова
10:42 США заподозрили китайские ремонтные суда в шпионаже
10:23 Дноуглубление в Ленском бассейне ВВП на 2024 год запланировано в объеме свыше 2,4 млн куб. м
09:55 На Камчатке появится судоремонтное предприятие для обслуживания маломерного промыслового флота
09:46 Амурский судостроительный завод в июле 2024 года планирует заложить плавучий транспортный док проект 17574
09:24 Торговый оборот Приморского края и КНР по итогам 2023 года вырос на 14,5%
08:50 На Чукотку в навигацию 2024 года планируется доставить 190 тыс. нефтепродуктов и почти 219 тыс. угля
08:23 После опрокидывания маломерного судна на реке Лена возбуждено уголовное дело
08:00 Проект строительства подъездной дороги к Махачкалинскому МТП направили на экспертизу

19 мая 2024

12:09 ОСК и СПбГМТУ внедрят новую систему подготовки инженерных кадров
11:52 Губернатор: Строительство глубоководного района порта Архангельск является флагманским проектом для региона
09:37 Более 100 человек прошли в ОСК обучение по программе «Судометрика»
09:19 Грузооборот морских портов России за 4 месяца 2024 года снизился на 4,3% — до 288,4 млн тонн

18 мая 2024

14:28 Танкер загорелся у берегов Йемена после попадания ракеты
12:09 Судно получило повреждения в районе Йемена
09:01 Введен временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов из России
08:38 Противолодочный корабль «Уренгой» провел тренировки по отражению атак в Калининградской области
08:08 Глава правительства РФ Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей между заместителями
08:06 Десантный корабль «Мордовия» выполнил учебные стрельбы
08:00 АСОП поздравляет с юбилеем Артура Седова!
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с юбилеем управляющего директора АО «Ростерминалуголь» Артура Седова!

17 мая 2024

19:00 На Панамском канале в апреле 2024 года отмечено снижение потребления бункерного топлива
18:41 Морспасслужба рассчитывает получить 16 судов для работы на СМП в 2025 году
18:23 Туапсинский балкерный терминал в апреле 2024 года увеличил погрузку минудобрений на суда на 50%
18:08 Марат Хуснуллин: Планируется максимальное развитие водных путей для обеспечения связи между портами Каспия
17:54 ЛСП «Северный полюс» прибыла в порт Мурманска после первого высокоширотного рейса
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 13-17 мая
17:22 Минсельхоз: К 2030 году планируется построить 20 сухогрузов для сельхозпродукции
16:51 Судно «Валдай 45Р-18» выполнило тестовый рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Семикаракорск
16:34 Грузоперевозки в Беломорско-Онежском бассейне с начала навигации 2024 года к середине мая снизились на 16,4%
16:17 Газпром надеется получить от СНСЗ законченный проект спасательной шлюпки через несколько лет
15:58 Великобритания ввела санкции в отношении «Восточной стивидорной компании»
15:23 РС оказал содействие Юридическому комитету ИМО в рассмотрении вопросов фиктивной регистрации судов
14:51 Эксперт: Коммерческому внедрению автономных судов мешают ИМО, профсоюзы и «узкие места» в технологиях
14:32 Специалисты считают перспективным использование экранопланов в арктических перевозках
14:15 Водный транспорт ООО «Транснефть – Балтика» подготовлен к навигации
13:54 Кассация подтвердила запрет Wartsila вести судебные споры с Балтзаводом вне России
13:37 Бункеровочное судно врезалось в опору моста в Техасе
13:18 Продажи судового топлива в порту Фуджайра (ОАЭ) в апреле 2024 года составили почти 639 тыс. куб. м
12:56 Флот Севмаша (Архангельская область) открыл навигацию 2024 года
12:42 Глава Росатома: Принято решение о создании подкомиссии России и Китая по Севморпути
12:31 Паром «Сахалин-9» с 20 мая будет выведен с линии Ванино — Холмск на плановое техобслуживание
11:59 Вторая партия экспортного груза отправится из ММРП по мультимодальному маршруту
11:29 Владимир Путин: Россия готова предоставить инвесторам из КНР экономические льготы
11:10 ГТЛК проавансировала строительство 12 барж и 3 буксиров на Череповецком судостроительном заводе
10:48 На Городецком гидроузле проведено регулярное обследование шлюзов, плотин и дамб
10:33 Росморпорт планирует доковый ремонт дизель-электрического ледокола «Капитан Чудинов»
10:07 Теплоход «Адмирал Невельской» вернулся на линию Корсаков ‒ Курилы после ремонта
09:46 Суда FESCO в мае 2024 года совершат 5 рейсов во Вьетнам
09:24 «K» Line опробовала биотопливо марки B100 при рейсе морского автовоза Apollon Highway
09:02 ФГБУ «ГлавСевморпуть» призывает к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП
08:39 В Астраханском вузе Росрыболовства провели испытания нового подводного робота
08:21 ААНИИ завершил первый этап модернизации автоматизированной ледово-информационной системы «Север»
08:00 Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия

16 мая 2024

19:00 РС объявил конкурс 2024 года на лучшую выпускную квалификационную работу
18:48 ААНИИ в 2024 году планирует открыть 58 станций мониторинга вечной мерзлоты
18:37 XV Международный салон «Комплексная безопасность» пройдет с 29 мая по 1 июня 2024 года
18:24 ААНИИ: Принципиально тяжелых ледовых условий для летней навигации 2024 года на СМП не ожидается
18:11 Универсальный паром «Антей» отправился в первый рейс на линии Усть-Луга — Балтийск
17:56 Технический проект НЭС «Иван Фролов» завершен
17:43 Губернатор: Грузооборот порта Мурманск к 2027 году увеличится на 63 млн тонн
17:24 Выручка немецкой группы HHLA за январь-март 2024 года сократилась на 0,3% — до 363,6 млн евро
17:02 НИС «Академик Опарин» планируется отремонтировать до 20 декабря 2024 года