• 5 июля 2022 13:32

    В ЛЭТИ разработана система обнаружения затонувших судов, излучающая сигналы китообразных

    Российских аналогов системы нет

    Ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» разработали гидроакустическую систему, которая излучает сигналы китообразных, сообщила пресс-служба Минобрнауки России.

    Ее использование повысит точность и информативность работ сотрудников службы охраны водных акваторий стратегических объектов, специалистов, изучающих затонувшие суда и океанический рельеф и других. На данный момент созданы действующие макеты системы, которые можно адаптировать под нужды конкретного заказчика.

    В океанологических исследованиях, геологоразведке, обнаружении надводных и подводных кораблей и судов широкое применение получили гидроакустические системы, которые используют звуковые колебания под водой для работы систем связи и навигации. Активное освоение недр Мирового океана требует улучшения систем по таким параметрам, как информативность и безопасность передачи данных.

    Разработанная в ЛЭТИ уникальная гидроакустическая система имитирует эхолокацию, которую применяют китообразные, например, дельфины и белухи, для ориентации в пространстве и определения местоположения объектов вокруг. Специалисты не только смогли воспроизвести, но и повторили по ряду параметров сигнал, который создают дельфины, и создали действующие прототипы устройств.

    Систему ученых из Санкт-Петербурга можно настраивать по частоте ультракоротких акустических импульсов или сложных по структуре электрически управляемых сигналов.
    «Благодаря использованию таких сигналов можно повысить информационную емкость, скрытность и помехоустойчивость работы системы в сравнении с существующими аналогами», — рассказывает доцент кафедры электроакустики и ультразвуковой техники (ЭУТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Степанов.

    Дельфины и белухи издают характерные звуки наподобие щелчков и скрипов, многие из них из-за слишком высоких частот человек даже не слышит. Именно эти ультразвуковые сигналы используют морские животные для гидролокации. В зависимости от того, что требуется животному — обнаружение объектов, коммуникация — изменяется пространственно-временная и спектральная структура излучаемых ими импульсных акустических сигналов. У китообразных есть безотказная способность находить объекты в условиях помех, например, когда рядом раздаются сигналы сородичей при охоте на косяки рыбы. Это свидетельствует об уникальности эхолокационной системы китообразных, которая совершенствовалась в процессе эволюции.

    Ученые ЛЭТИ изучили способность морских обитателей к эхолокации и создали гидроакустический комплекс, который использует подобные ультразвуковые импульсы.
    Устройство состоит из двух антенн, размещающихся под водой. Одна формирует колебания, которые распространяются в пространстве и отражаются от объектов. Затем эти сигналы получает другая антенна и передает информацию на пульт управления. При помощи программного обеспечения первичные данные обрабатываются, и конечная информация поступает оператору.

    Для реализации своей идеи ученые разработали макеты антенн, составленных из пьезопреобразователей (электромеханические преобразователи, принцип действия которых основан на возникновении электрической поляризации под действием механического напряжения) стержневого и волноводного типов. Также была создана специальная система их возбуждения, управляемая компьютером.

    Сверхширокополосные акустические сигналы формируются за счет линейной фазочастотной характеристики излучения. Это ультракороткие акустические импульсы, различного типа кодовые последовательности, хаотические сигналы, а также разные сигналы китообразных.

    Эксперименты по моделированию и управлению звуковыми импульсами проводились в специальном пространстве — заглушенном гидроакустическом бассейне кафедры ЭУТ СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

    Для автоматизированного сбора и обработки данных исследователи разработали программное обеспечение и удобный интерфейс с использованием виртуального прибора. Это позволило существенно ускорить проведение многочисленных измерений, подбор параметров и получение необходимых результатов. Практической части исследований предшествовала большая теоретическая работа, которая стала основой для построения макетов антенн и создания программного обеспечения.

    «Наша разработка имеет широкую область применения, например, для поиска или классификации подводных объектов, включая и косяки рыб, и подводные аппараты, и затонувшие суда. Система также может использоваться для подводной геологоразведки, для мониторинга и защиты объектов морской деятельности (водный транспорт, береговые сооружения, буровые станции) от незаконного проникновения, для проведения гидроакустических измерений, а также при построении адаптивных гидроакустических систем для связи с обучаемыми китообразными», — поясняет Борис Степанов.

    Российских аналогов системы нет. Результаты исследований запатентованы (патенты РФ № 173582, 176673). Проект выполнен в том числе в рамках госзадания Минобрнауки России.


11 мая 2024

13:08 Михаил Мишустин назначен председателем правительства Российской Федерации

10 мая 2024

16:50 Госдума утвердила Михаила Мишустина на должность председателя правительства России
13:56 В Аденском заливе охрана британского судна открыла огонь по приблизившимся пиратам
13:34 Нисходящий тренд наблюдается на мировом бункерном рынке
12:07 Владимир Путин внес кандидатуру Михаила Мишустина на должность главы правительства РФ

9 мая 2024

11:08 В порту Бердянск отремонтировали и запустили зерновой терминал
10:22 В морском порту Находка ликвидировано возгорание спецтехники
10:09 Российско-китайский товарооборот в январе-апреле 2024 года вырос на 4,7%
09:52 Прокуратура проводит проверку по факту падения рабочего при строительстве порта «Лавна»
08:15 Ассоциация морских торговых портов поздравляет с юбилеем Николая Пинчука!
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с юбилеем президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Зайцева!
07:45 АСОП поздравляет с юбилеем Виктора Тюхтия!

8 мая 2024

19:00 Барк «Крузенштерн» в навигацию 2024 года выполнит три рейса
18:47 QatarEnergy передаст Nakilat в долгосрочный фрахт девять крупнотоннажных СПГ-танкеров
18:39 На территории морского порта Петропавловск-Камчатский горит ангар
18:26 ClassNK: В мире лишь 3% действующих судов используют альтернативное топливо
18:03 Конференция «Транспортные технологии: Пересекая временные границы» пройдет 17 мая в Москве
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 6-8 мая 2024 года
17:29 Андрей Белоусов: Пропускная способность транспортных коридоров к 2030 году превысит 1,4 млрд тонн
17:14 Сергей Шишкарев предложил создать Союз контейнерных операторов России
16:58 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 1,2%
16:41 Четвертое в серии СПК «Комета 120М» проекта 23160 вышло на ходовые испытания
16:33 В акватории порта Махачкала планируется ремонтное дноуглубление в объеме 731 тыс. куб. м
16:16 Более десяти рейсов по СМП из портов Китая в Архангельск запланированы на 2024 год
15:59 Маломерное судно столкнулось с баржей на реке Енисей в Красноярске
15:38 Первое СПК «Валдай» поступит в Саратовскую область в конце августа ‒ начале сентября 2024 года
15:14 Из российских портов Балтийского моря с начала 2024 года отгружено 10 судов с экспортным зерном
14:26 СПК «Валдай» выйдут на маршруты в Самарской области в конце мая ‒ начале июня
14:00 Медиа-группа «ПортНьюс» поздравляет с Днем Победы!
13:07 Чистый убыток Холмского морского торгового порта в январе-марте 2024 года составил 26,5 млн рублей
12:34 Российский агроэкспорт должен достичь $55,65 млрд к 2030 году для исполнения нового «майского указа»
12:16 Sitronics KT оснастила радионавигационным оборудованием речное пассажирское судно «Иния»
11:54 Плавучий док «Сухона» проекта 02122 построят на класс РС
11:28 Экспорт зерна через морпорты Ростовской области в апреле 2024 года составил более 600 тыс. тонн
11:10 Росморпорт планирует ремонтное дноуглубление в акватории морского порта Оля
10:49 Глава FESCO Андрей Северилов возглавил комитет по транспорту Российско-Китайского делового совета
10:31 РКО продолжает наблюдение за строительством колесного теплохода проекта ПКС-180 «Аурум»
10:13 Балтзавод начал швартовные испытания атомного ледокола проекта 22220 «Якутия»
09:52 Расширены границы четырех ТОР на Дальнем Востоке и в Арктической зоне
09:35 Правительство РФ разработает план развития транспортной инфраструктуры на период до 2036 года
09:17 При строительстве угольного терминала «Лавна» в порту Мурманск произошел несчастный случай
08:58 Из порта Санкт-Петербург в Бангладеш отправят оборудование для АЭС «Руппур»
08:39 Доля российских высокотехнологичных товаров на основе собственных разработок должна возрасти в 1,5 раза к 2030 году
08:21 Опубликована деловая программа «Морского конгресса — Дальний Восток»
08:00 Владимир Путин поручил увеличить к 2030 году перевозки по транспортным коридорам в 1,5 раза

7 мая 2024

19:00 Чистая прибыль ICTSI в первом квартале 2024 года выросла на 36% — до $210 млн
18:38 «Флот РТ» возобновит перевозки пассажиров между Казанью и Ульяновском с 17 мая
18:23 Пропуск грузов и пассажиров через пункт Нижнеленинское — Тунцзян (КНР) в навигацию 2024 года откроется 11 мая
17:52 Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе-апреле 2024 года увеличились на 9,4%
17:28 СУДС Владивосток прошла переосвидетельствование
17:01 ЮЦСС строит первые пять блоков плавдока проекта 24012 для Северной верфи
16:44 Выручка ПАО «Астраханский порт» за 2023 год выросла в 2,3 раза — до 584,4 млн рублей
16:23 Два круизных лайнера проекта А45-90.2 спустят на воду летом 2024 года
16:04 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-апрель 2024 года снизился на 23%
15:39 Движение судов по Босфору временно приостановлено в обоих направлениях
14:56 Сроки сдачи МФАСС проекта MPSV06M «Певек» перенесены на 2026 год
14:42 Движение грузов через смешанный пункт пропуска Поярково на границе с Китаем возобновится с 10 мая
14:21 Подготовлен проект приказа о расширении пределов пункта пропуска на терминале «Новорослесэкспорт»
13:58 Патрульный корабль «Виктор Великий» и МРК «Тайфун» спущены на воду в Зеленодольске
13:36 Подход первых судов в порт Николаевск-на-Амуре со стороны моря в навигацию 2024 года ожидается 20-22 мая
13:14 Баржа-площадка «БМС-4103» проекта 81102 прошла освидетельствование РКО на Пермской судоверфи
12:52 Правительство РФ утвердило Правила аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений
12:31 Благовещенский СЗОР намерен увеличить производство продукции судостроения в 2024 году на 38%
12:05 Через Астраханский морской пункт пропуска в Иран экспортировано 63,8 тыс. тонн кормовой продукции
11:56 На Туапсинском балкерном терминале НТК восстановлена электрохимическая защита свай причала 6А
11:13 Камское речное пароходство за январь-март 2024 года получило 1,1 млн рублей чистого убытка
10:44 Росморпорт выделит до 1,5 млрд рублей на строительство защитных сооружений в морской части ВКМСК
10:23 Из Махачкалинского порта в Иран в апреле 2024 года экспортировано 48 тыс. тонн зерна
09:58 РБК: ОСК готовится продать часть непрофильных активов до 2027 года
09:15 АО «Транснефть — Урал» подготовило флот к навигации-2024