• 10 ноября 2005

    Тийт Вяхи: грузовладелец сам выбирает порт


    Две недели назад в Эстонии, почти у самой границы с Россией, открылся новый порт Силламяэ. Его появление настораживает российских стивидоров, которые опасаются переориентации сложившихся грузопотоков. О перспективах развития порта Силламяэ и о предстоящей конкурентной борьбе с российскими портами сегодня рассказывает бывший премьер-министр Эстонии, председатель совета директоров АО «Порт Силламяэ» Тийт Вяхи.

     

    - Г-н Вяхи, как Вы оцениваете конкурентоспособность эстонских и российских портов в контексте обеспечения общей экономической безопасности Балтийского региона?

     

    - Современная мировая экономика очень глобальна и очень интегрирована. Я на 100% уверен, что российской экономике требуется сотрудничество с Европой, а европейской экономике требуется сотрудничество с Россией. И это должно быть гарантировано через надежные транспортные сети.
    Теперь о конкурентоспособности и безопасности. Если мы говорим об экономической безопасности, то я считаю, что она гарантируется эффективностью и конкурентоспособностью. Это самый серьезный показатель. Второе — обязательно должны быть альтернативные варианты. При этом они обязательно должны быть диверсифицированы, потому что только диверсифицированные альтернативные варианты могут обеспечить экономическую независимость, в том числе, и в борьбе против терроризма. Поэтому, я считаю, что транспортные потоки в целом надо проводить как можно дальше от больших городов.

     

    - Порт Силламяэ введен в эксплуатацию только 14 октября. Как Вы видите развитие своего порта в ближайшей перспективе?

     

    - Силламяэ - самый восточный порт на территории Евросоюза. Я думаю, что он, в том числе, и самый западный порт России. Почему? Потому что у нас - 50% российского капитала. Наш порт, наверное, - самый крупный частный порт в Европе. Его территория — 600 га, глубина — 16 метров. Кроме того, порт имеет свою железнодорожную станцию, свои локомотивы и свою теплоэлектростанцию. Но он хорош не только по своим параметрам, но и по срокам строительства, потому что мы начинали его строить 15 сентября 2003 года, и 15 сентября 2005 года закончили строительные работы первой очереди. Всего за 2 года мы построили порт! Затем прошло еще 2 недели, чтобы оформить все документы и получить от эстонских властей паспорт порта. Еще неделя ушла на то, чтобы паспорт порта получил юридическую силу. Тогда мы смогли уже грузить первое судно.
    Сегодня у нас 6 причалов. Мы имеем мощность порта по грузопотокам 10 млн. тонн в год, но фактическая мощность инфраструктуры порта — около 20 млн. тонн в год. Однако, чтобы достичь ежегодной мощности в 20 млн. тонн, нам требуются дополнительные работы по строительству новых терминалов или усилению мощностей существующих. И этим вопросом мы уже сегодня занимаемся.
    Мы думаем, что объем 10 млн. тонн в год мы получим где-то в течение 3-х лет, объем 20 млн. тонн мы, может быть, достигнем через 5 лет. Но, конечно, это зависит уже от транзитной политики России. Если Россия хочет закрыть границы и не пускать товары, то мы не будем так интенсивно инвестировать средства в этот проект. Ведь порт создан для обеспечения транзитных потоков между Россией и Европой.
    У нас есть пять-шесть терминалов. Однако, работает только один; мы ведем перевалку пока только генеральных грузов. Наш терминал генеральных и ро-ро грузов Silsteve может обеспечить грузооборот примерно в 2 млн. тонн в год.
    Наш нефтетерминал «Силламяэ-ойл» является универсальным. Он позволяет обеспечивать перевалку светлых и темных нефтепродуктов. Однако, если у клиентов появится желание переваливать сырую нефть, мы сможем обеспечить и такую возможность. Сегодня достигнута проектная мощность терминала 6 млн. тонн в год. Предусмотрено также развитие его мощностей до 20 млн. тонн в год. Наш груз — это, так называемые, «железнодорожные» нефтепродукты. У нас есть некоторые договоренности о поставках топлива с ближайших НПЗ — Киришского, Ярославского. Но вопросами поставки топлива занимаются нефтетрейдеры. Этот терминал мы запустим только в первом квартале 2006 года.
    Российская компания «ЕвроХим», которая создала 100%-ю «дочку» в Эстонии, начиная со следующего года, начнет перевалку примерно 1 млн. тонн жидкой химии через терминал TankChem. Существует в порту так же терминал Sillgas для перевалки сжиженного газа. Его загрузку обеспечит пул российских инвесторов. Кроме того, с весны следующего года начнутся регулярные пассажирские перевозки между портом Котка и Силламяэ.
    К нам обращаются владельцы крупных контейнерных международных линий, поэтому мы ведем переговоры с владельцами контейнерных терминалов. Также ведутся переговоры с компаниями по перевалке минеральных удобрений.

     

    - Вы можете назвать объем инвестиций, о которых идет речь?

     

    - Деньги — это не самое главное. Самое главное, чтобы были транзитные потоки грузов. Мы не тратили много денег, и при этом получили серьезные мощности уже сегодня. Задание 2006 года — использовать порт, загрузить его по этим мощностям. В следующем году мы достигаем мощности 5 млн. тонн. Как я уже говорил, в течение 3-х лет мы достигнем объема перевалки 10 млн. тонн в год. Для этого не надо особо инвестировать. Но вот, чтобы получить 20 млн. тонн в год, надо инвестировать значительные средства. Отмечу, что деньги мы начнем вкладывать только тогда, когда появятся грузовладельцы, которые потребуют новых мощностей. Потому что раньше, чем придут какие-то грузовладельцы, которые захотят построить свой терминал, мы этого делать не будем. Сегодня наш порт можно назвать портом модели land lord. То есть, фактически мы - собственники земли, собственники причалов, собственники железнодорожной станции и теплоэлектростанции. Мы сдаем инвесторам и грузовладельцам участки земли, обеспеченные инфраструктурой в долгосрочную аренду на срок 99 лет. Они могут быть там полностью хозяевами, они могут сами строить свои терминалы.

     

    - Есть ли сегодня у порта Силламяэ договоренности с грузовладельцами о транзите грузов?

     

    - Соглашения о транзитных потоках, конечно, есть. Когда мы только начинали строить, мы попытались спрогнозировать будущее. Как оказалось, мы прогнозировали именно те события, которые разворачиваются сегодня: грузооборот между Европой и Россией сейчас составляет примерно 200 млн. тонн в год, а к 2030 году он возрастет до 400 млн. тонн. Эти грузы надо обслуживать. Я считаю, что не могут все грузы идти только через три порта: Мурманск, Усть-Луга и Санкт-Петербург. Естественно, потребуется какая-то разновидность альтернативных транспортных сетей. То есть, мы начинали строить, потому что были уверены в том, что наш прогноз будет воплощен в жизнь. В то же время, мы начинали разговаривать с владельцами самих грузопотоков. Поэтому у нас уже имеются договоренности, которые позволят обеспечить в следующем году поток в 5 млн. тонн, а через 3 года — 10 млн. тонн в год. Чтобы инвестировать и построить больше, потребуются дополнительные переговоры.

     


    - Можно ли порт Силламяэ назвать прямым конкурентом порта Усть-Луга?

     

    - Рыночная экономика как раз и базируется на конкуренции. Кто предложит более эффективные условия, тот и выиграет. Если нет конкуренции, то грузовладельцу придется доплачивать за неэффективность. Если же есть альтернативные возможности, то владелец груза выбирает тот порт, где он получит лучшее качество услуг с этой же ценой. То есть, поднимается конкурентоспособность российских экспортеров, которые смогут сократить свои расходы, получить более эффективную и более качественную логистику. Это же хорошо! Конечно, когда есть «одни ворота» и кто-то может их контролировать, это еще лучше. Так думают многие, и я бы этого хотел. Но это - не рыночная экономика.
    Сейчас грузовладельцы, которые приходят к нам смотрят на наши тарифы, оценивают предложенные условия, затем через неделю снова звонят нам: у вас намного лучше, чем, например, в Усть-Луге. Именно это я и называю конкуренцией. Это дает возможность экспортерам производить отправку своих грузов по более дешевым и выгодным тарифам. Я не скрываю, что уже сейчас есть компании, которые хотели делать свой бизнес в Усть-Луге, но пришли к нам.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен