• 5 декабря 2005

    Усть-Луга неинтересна инвесторам

    Крупнейший портовый проект Ленинградской области начал терять инвестиционную привлекательность. Строящийся более 10 лет на берегу Финского залива порт Усть-Луга постигла новая неудача — Минэкономразвития не согласовало проект размещения особой экономической зоны (ОЭС) на территории порта. Областной вице-губернатор Николай Пасяда открыто заявил на своей пресс-конференции о том, что именно по этой причине некоторые инвесторы не дали подтверждения ранее объявленным планам по строительству специализированных терминалов в Усть-Луге.

     

    Неожиданный проигрыш
    Результаты конкурса на обустройство ОЭЗ, объявленные 28 ноября 2005 года, стали неприятной неожиданностью для управляющей компании нового порта - ОАО «Компания Усть-Луга». Правительство Ленобласти оказалось не менее разочарованным тем обстоятельством, что порт Усть-Луга не попал в список так называемых особых территорий с льготным таможенным и налоговым режимом. "Если нет особой экономической зоны, нет и предприятий", - заявил журналистам вице-губернатор Ленинградской области по строительству, дорожному хозяйству и ЖКХ Николай Пасяда.

    Региональное правительство не называет инвесторов, отказавшихся от проектов в Усть-Луге. Из сказанного Николаем Пасядой следует, что в будущем году в порту будут развиваться только три проекта: строительство второй очереди угольного терминала, зерновой комплекс, а так же планируется завершение строительства паромного комплекса Усть-Луга — Балтийск — порты Германии. Паромную линию откроют к лету 2006 года с опозданием на полгода от намеченных федеральным правительством сроков. О развитии проектов в северной части Усть-Лужской губы пока ни кто не вспоминает.

     

    Минус инвесторы
    В марте 2005 года решением областной межведомственной комиссии по размещению производственных объектов к трем существующим нефтепродуктовым проектам в Усть-Луге с совокупным объемом вложений $600 млн., добавились еще три нефтяных проекта. Инвесторами захотели стать компания "ТНК-ВР", дочерняя структура крупной германской компании Oiltanking GmbH - ООО "Ойлтанкинг Вистино" и малоизвестное ООО "Северо-Западный Альянс", образованное рядом юридических лиц. Все шесть нефтетерминалов планировалось построить к 2008 году. Однако пока не подтвержден ни один из запланированных объектов.

    Проблемы с привлечением грузопотоков возникли у порта Усть-Луга еще несколько лет назад. Первый серьезный инвестор, вышедший из проекта, благополучно расположился по соседству — холдинг «ЕвроХим» построил свой терминал Tank hem в 60 км от Усть-Луги, на территории нового эстонского порта Силламяэ (порт построен за два года эстонскими и российскими частными лицами). Эстонский терминал «ЕвроХима» с 2006 года начнет отгружать на экспорт российские химические грузы в объеме 1 млн. тонн в год. Предполагается, что номенклатура будет состоять из жидкой химии: метанол, в перспективе — фосфорная кислота.

    Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков не видит проблемы в переходе потенциальных инвесторов в эстонский порт. Он считает, что порт Силламяэ не сможет серьезно повлияет на загрузку порта Усть-Луга. Такое же мнение высказывает и заместитель генерального директора ОАО "Компания Усть-Луга" Светлана Макарова: «Появление в Эстонии порта Силламяэ не является проблемой для российских портов, и, в частности, для деятельности порта Усть-Луга. Если Россия обречена на экономическое развитие, то грузов хватит на оба порта".

    Еще один крупный инвестор — ОАО «Газпром» - еще в начале 2005 года рассматривал возможность строительства в Усть-Луге завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и, совместно с ОАО «Совкомфлот», терминала по его перевалке. Но и этот проект существовал недолго. Уже летом 2005 года топ-менеджеры «Газпрома» сообщили о намерении компании построить завод и терминал в другом районе Ленинградской области, около Приморска и Выборга.

     

    Портовая ОЭЗ даст новый шанс Усть-Луге
    Областное правительство не теряет надежд на восстановление инвестиционной привлекательности Усть-Луги. Как только будут внесены изменения в закон об особых экономических зонах, и на территории РФ появится возможность создания нового типа ОЭЗ — портовых, Ленинградская область планирует выдвигать территорию, прилегающую к северной части Усть-Лужской губы, на участие в соответствующем конкурсе. Кроме того, по словам Николая Пасяды, на 2006 год в областном бюджете впервые запланированы гарантии в объеме 800 млн. рублей на развития инфраструктуры порта Усть-Луга.


    Справка:
    Порт Усть-Луга строится на деньги частных инвесторов (терминалы и портовая инфраструктура), а так же за счет государственного бюджета (дноуглубительные работы, гидротехнические сооружения и паромный комплекс). Управляющей компанией проекта является ОАО «Компания «Усть-Луга», образованная в 1992 году. Крупнейшими акционерами компании выступают правительство Ленинградской области (27,3% акций), ОАО "Объединенная финансово-промышленная компания" (21,9%), кипрские компании Gramelinko Ltd. (17,5%) и Interalonso Holding Ltd. (15%). Первым годом активной эксплуатации порта можно считать 2004 год, когда грузооборот составил 800 тыс. тонн при 174 судозаходах.
    Строящийся порт Усть-Луга должен стать одним из самых глубоководных, на сегодняшний день, российских портов на Балтике. Порт будет способен принимать сухогрузные суда с дедвейтом до 75 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. Грузооборот порта к 2010 году запланирован в объеме 17 миллионов тонн в год.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен