• 23 сентября 2008

    Борьба с нефтеразливами по-петербургски

    Городской Комитет по природопользованию и охране окружающей среды провел 18 сентября учения по ликвидации нефтеразливов с применением новой техники и новых приемов работы. Учения впервые были организованы в мелководном, труднодоступном для техники районе; также впервые к работе были привлечены ученые и волонтеры. Предполагаемое загрязнение устранялось с помощью нового технического оснащения подведомственных комитету ГУПов.

     

    Легенда учений

     

    Согласно легенде, утром 18 сентября в дежурную службу Комитета поступила информация: вблизи берега пос. Лисий нос получил пробоину нефтеналивной танкер, 10 тонн мазута вылились в море. Все работы по устранению разлива должны быть выполнены в течение 6 часов: от получения информации о ЧС до «разбора полетов». В ликвидации разлива были задействованы силы и средства ГУП «Ленводхоз», «Экострой», «ПИЛАРН» и «ССЗ Спецтранс».

    Основная цель учений – отработка координации деятельности аварийных экологических служб города, подобные мероприятия проводятся Комитетом регулярно, согласно плану Комитета по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН).

    Борьба с нефтеразливом началась с разведки на вертолете: эта практика используется комитетом уже 2 года. После определения масштабов загрязнения, к работе приступили нефтесборщики «Дозор» и «Заслон»: они установили боновые заграждения первого рубежа непосредственно в зоне посадки танкера на мель и начали собирать нефтепродукты. По сценарию учений пятно загрязнения распространилось далее, а из-за малой глубины суда не смогли подойти ближе 60 метров к берегу, поэтому к дальнейшей борьбе с загрязнениями подключилась платформа-амфибия «Труксор». «Главная наша задача – не позволить нефтяному пятну добраться до берега, к планируемой особо охраняемой природной территории», – пояснил руководящий операцией Игорь Березин. Для этого к пятну направились два вездехода, которые установили второй ряд боновых заграждений.

    После того, как часть мазута все же оказалась на берегу, бригады аварийных служб установили емкости для сбора мусора, насос для перекачивания жидких нефтепродуктов. Нефтесборщики «Minimax-10» и «Rock cleaner» помогли очистить камни и песок, а «Труксор» приступил к скашиванию загрязненного камыша. Операцию завершил автомобиль-илосос, собирающий жидкие отходы для утилизации. Мусор предполагается вывезти на полигон «Красный бор».

     

    Нефтепродукты в труднодоступных местах

     

    Береговая зона Финского залива составляет 290 километров, и очистка ее от загрязнения до недавнего времени была серьезной проблемой. Ежегодно в пределах акватории города происходит по 60-70 разливов суммарным объемом до 250 тонн нефтепродуктов, часть из которых попадает на берег. Как сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» начальник отдела природоохранных работ Комитета Игорь Березин, загрязненное нефтепродуктами побережье ранее очищалось в лучшем случае вручную. Затруднена была и уборка нефтепродуктов на мелководье, в заболоченной местности, куда не могут добраться ни суда, ни машины. Ликвидация разливов на мелководье стала возможна благодаря комплексу новой техники, закупленной городом для аварийных служб Комитета в последние 5 лет. Как отмечает Березин, на сегодня Комитет и подведомственные ему ГУПы собственными силами могут устранить разлив объемом до 50 тонн на любой местности.

    Многофункциональная самоходная платформа-амфибия «Труксор», - главное приобретение экологического флота. Она была закуплена для ГУП «ПиЛАРН» в ноябре 2007 года и впервые испытана на учениях 16 сентября. Платформа может работать на воде, на суше и даже на битом льду, и снабжена множеством насадок: для кошения замазученных камышей, уборки водорослей, сбора нефти.

    В конце следующего года в состав экологического флота Петербурга войдет буксир- ледокол «Невская застава», который был заложен в декабре 2007 года на заводе «Алмаз». Как сообщил ИАA «ПортНьюс» начальник аварийной службы ГУП “ПиЛАРН” Василий Громов, это уникальное судно, способное работать в любое время года и суток в условиях города (к примеру, проходить под мостами), на данный момент в России оно единственное. Ледокол будет задействован в устранении ледовых пробок, проводки судов по Неве, тушении пожаров и очистке акватории от нефтяных пятен. Дооснащение городского экологического флота осуществляется в рамках целевой программы по развитию системы борьбы с нефтеразливами (2008-2011 год).

     

     

    Помогут студенты и ученые

     

    За работами по уборке нефтепродуктов теперь будет осуществляться двойной контроль: со стороны самих специалистов аварийных служб, и со стороны ученых.

    «У нас многолетняя практика сотрудничества с Морской Академией им. Макарова, которая располагает специальным тренажерным центром для цифровой обработки информации о нефтеразливах. Специалисты Академии будут наблюдать за развитием событий в режиме реального времени, делать прогнозы с помощью компьютерного моделирования и оказывать нам консультационную помощь.

    Одной из целей операции была отработка организации работы добровольцев на очистке побережья. Привлекать активистов к уборке нефтеразливов в России будут впервые. Как пояснил Березин, ранее просто не были разработаны пути взаимодействия с добровольцами. Волонтеры смогут активно участвовать и в спасении пострадавших животных. В настоящее время такая работа государственными службами не организуется, но в ближайшие годы, по словам Березина, Комитет закупит специальное оборудование для очистки птиц.

    «В данный момент Комитет налаживает общение с профильными учебными заведениями и общественными организациями. Предполагаем в ближайшем будущем с участием преподавателей Макаровской академии организовывать учебные тренировочные центры для добровольцев и студентов-экологов на базе «ПиЛАРН», – сообщил специалист Комитета по природопользованию Александр Дмитриев.

     

    Мария Фаворская

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен