• 18 января 2018

    Все новое - портам


    В России насчитывается более 60 морских портов и десятки стивидорных компаний. Швартовное и причальное оборудование на многих из них морально и физически устарело, а локальное производство не налажено в достаточных объемах. В этой ситуации большой потенциал открывается для иностранных поставщиков.

    Рынок не ждет

    Грузооборот портов России растет каждый год, невзирая на кризисы и санкции. В среднесрочной перспективе портовую инфраструктуру ждет дальнейшее серьезное развитие ввиду того, что по ряду грузов и направлений ощущается дефицит мощностей. Так, в Балтийском бассейне имеется потребность в дополнительных мощностях по сухим грузам на уровне не менее 40 млн тонн в год, в Южном – более 50 млн тонн в год. Потребности в дополнительных мощностях по перевалке угля в Дальневосточном бассейне оцениваются в десятки миллионов тонн в год. Также необходимо создание терминалов сжиженного природного газа (СПГ) в Балтийском бассейне и их развитие в Дальневосточном.

    В связи с этим планируется реализовать ряд крупных инвестпроектов.

    В конце 2017 года была запущена первая очередь проекта «Ямал-СПГ» мощностью 5,5 млн тонн СПГ в год. Строительство последующих очередей позволит нарастить объем отгрузок через порт Сабетта до 16,5 млн тонн СПГ в год. При этом, в перспективе, через Сабетту предполагается переваливать также сухогрузы в объеме до 70 млн тонн в год, что потребует строительства железнодорожных подходов.

    Целый ряд терминалов СПГ также планируется создать в Балтийском бассейне. Наиболее крупным должен стать проект «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга, мощность которого составит до 10 млн тонн СПГ в год. Инвесторами проекта выступают «Газпром» и Shell. Продукция будет поступать потребителям стран Атлантического региона, Ближнего Востока, Южной Азии. Инвестиции в проект оцениваются в 660 млрд руб. Плановый срок ввода «Балтийского СПГ» - 2022-2023 годы.

    Два менее крупных терминала планируется создать в порту Высоцк (инвесторами выступают компании группы «Газпром» и «Новатэк»). Данные терминалы позволят наладить бункеровку судов сжиженным газом.

    На Дальнем Востоке предполагается увеличение мощностей завода СПГ на Сахалине. «Газпром» планирует увеличить в рамках третьей технологической линии мощность завода на 5,4 млн тонн в год.

    Кроме того, компания продолжает рассматривать возможность строительства завода по малотоннажному производству СПГ во Владивостоке.

    С целью ликвидации дефицита портовых мощностей по сухогрузам в Южном бассейне, планируется создание сухогрузного района порта Тамань с перспективным грузооборотом порядка 100 млн тонн в год.

    В Арктическом бассейне реализуется проект комплексного развития Мурманского транспортного узла и порта Лавна, которые позволят нарастить грузооборот примерно на 20 млн тонн угля в год.

    Рассматривается проект создания сухогрузного района порта Архангельск, реализация которого взаимоувязана с проектом железнодорожной магистрали Белкомур. Объем уже подтвержденной потенциальными грузоотправителями грузовой базы составляет около 10 млн тонн в год или почти 40% от предполагаемой мощности нового терминала.

    Если говорить о Дальнем Востоке, то исходя из потребностей грузоотправителей, к 2020 году совокупный дефицит мощностей портов Дальневосточного федерального округа составит 70 млн тонн в год, в том числе 66,5 млн тонн в год по навалочным грузам и 3,5 млн тонн по зерновым грузам.
    Еще один проект, находящийся в стадии реализации: это строительство и реконструкция инфраструктуры в морском порту Ванино в бухте Мучке (Хабаровский край). Проект предусматривает увеличение портовых мощностей на 24 млн тонн угля в год. Инициатором проекта выступило ООО «Сахатранс». Общий объем финансирования составляет 25,5 млрд руб. Ввод первой очереди проекта ожидается не ранее 2019 года.

    Кроме того, реализуется проект ООО «СК «Малый порт» по реконструкции гидротехнических сооружений: причалов № 34, №35, подходного канала к причалам №№31-35, акватории причала №34 и №35 в морском порту Восточный. Срок реализации - 2019 год. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность терминала на 500 тыс. тонн угля в год.

    АО «Дальтрансуголь», владеющее угольным терминалом в порту Ванино в Хабаровском крае (входит в АО «СУЭК»), планирует провести реконструкцию комплекса для увеличения мощности до 40 млн тонн в год.

    Если суммировать все заявленные и более-менее реалистичные проекты по расширению портовой инфраструктуры, то в перспективе до 2030 года совокупная мощность портов России может существенно превысить 1 млрд тонн в год, увеличившись в 1,5-2 раза.

    В поисках оборудования

    Постоянный прирост грузооборота требует и регулярной модернизации портового оборудования. В то же время, в России ощущается дефицит мощностей по его производству, ощущается недостаток в собственных технологиях. Нет сомнений, что постепенно этот недостаток будет преодолеваться, однако в среднесрочной перспективе для иностранных производителей российский рынок портового оборудования, несомненно, представляет лакомый кусок.
    Кроме того, на сегодняшний день имеется приказ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»» от 7.11.2016 № 461 о том, что все  сливно-наливные причалы, для осуществления операций  с нефтью и нефтепродуктами,   должны быть оборудованы швартовными устройствами быстроотдающего типа для срочного отхода танкера в аварийных случаях. В связи с этим прослеживается тенденция, когда многие заказчики сами проявляют инициативу по рассмотрению возможностей установки устройств на своих причалах.

    При этом ведущие мировые поставщики оборудования уже успешно осваивают российский рынок.

    Так, одним из мировых лидеров в сегменте швартовного и причального портового оборудования считается компания Trelleborg Offshore & Construction, официальным дистрибьютером которой в России является ООО «Трэйд Логистик Компани». Компания в период 2010-17 годов поставила оборудование на десятки причалов в Большой  порт Санкт-Петербург,  порт Тамань и на Дальний Восток, а в настоящее время  происходит монтаж первой в России  комплексной системы лазерной швартовки судов Trelleborg на двух причалах  ЗАО «Таманьнефтегаз».

    Особенность российской портовой инфраструктуры состоит также в том, что многие перспективные порты расположены в замерзающих морях и часто работают в условиях экстремально низких температур. К примеру, порт Сабетта, который призван стать крупнейшей арктической гаванью мира, расположен за Северным полярным кругом. Однако и более южные балтийские порты часто вынуждены работать в условиях суровой зимы. Те, кто хочет завоевать российский рынок, должны поставлять оборудование, способное работать в экстремальных условиях.


    Подразделение морской нефтегазодобычи и инфраструктурного строительства компании Trelleborg является ведущим мировым поставщиком критически важных решений для работы в экстремальных условиях. Компания предлагает полимерные решения для глубоководных поисково-разведочных работ и добычи нефти и газа, уплотнительные и демпфирующие решения для проектов строительства туннелей, мостов и крупных сооружений, а также продукцию для морской инфраструктуры, такую как причальные отбойные устройства, швартовные тумбы, системы швартовки судов, Швартовные устройства с быстроотдающимися гаками, метрологические станции, навигационные буи, системы Связь Судно-Берег для газовых и нефтяных терминалов, Портативные лоцманские устройства, Системы швартовки судов AutoMoor, а также оборудование для транспортировки газа и нефти и оборудование, обеспечивающее эффективность судоходства для морских перевозок по всему миру.

    Бурное развитие российских портов создает идеальные условия для инвестиций иностранных поставщиков. Вопрос лишь в том, какой из производителей сумеет первым объединить усилия свои подразделений и существующих Российских партнеров для    использования своих инновации c целью успешной реализации проектов рынка  портового оборудования в России.

    Софья Винарова.