• 27 марта 2012 15:37

    Организацию ледовых проводок в российских портах обсудили в Париже (фото)

    В Париже на выставке SITL-2012 в рамках инициированной ИАА «ПортНьюс» интервью-студии на стенде ФГУП «Росморпорт» 27 марта состоялась дискуссия об организации ледовых проводок в российских морских портах.  В дискуссии приняли участие капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, руководитель группы капитанов-наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник, директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Валерий Филиппов. Интервьюером выступила директор по развитию медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева.

    Наиболее напряженной в текущем году оказалась ледовая ситуация в Азовском море. Между тем, данный регион имеет большое перспективное значение для морской отрасли страны. Так, по словам Валерия Филиппова, значительный скрытый резерв роста грузопотоков в Азовском бассейне связан с интеграцией внутренних водных путей России в систему международных транспортных коридоров. Следует отметить, что основное препятствие на этом пути устранено, – в 2008 году введена в эксплуатацию вторая нитка судоходного шлюза Кочетовского гидроузла.

    Наряду с этим, необходимо знать о гидрометеорологических особенностях, присущих этому району. Таганрогский залив расположен в северо-восточной части Азовского моря и является его крупнейшим и наиболее изолированным заливом. Он отделен от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 74 морских миль. В зимний период Азовское море оказывается на стыке атмосферных фронтов и, как следствие, находится в неблагоприятных погодных условиях, а именно: зимой к северу от него проходит зона повышенного атмосферного давления, от которой к морю устремляется холодный материковый воздух, что приводит к замерзанию моря с декабря по март. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря – в первой половине ноября. Зимой температура может падать до 25, 30° ниже нуля. Ледостав в отдельные годы продолжается 4 месяца, с декабря по март. Толщина льда достигает 50-80 см, торосы до 2 м и более. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе. Береговые части моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом. В центральной части Азовского моря и в районе Керченского пролива - льды плавучие.

    В Азовском море и Таганрогском заливе обеспечивается круглогодичная навигация. 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря) длится летняя навигация, сопровождающаяся интенсивным движением транзитного флота с внутренних водных путей РФ через порты Ростов-на-Дону и Азов в направлении Керченского пролива и Средиземного моря. Зимняя навигация в Азовском море и портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог обеспечивается путем осуществления ледовых проводок судов ледоколами ФГУП «Росморпорт» («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Харчиков», «Кама» и «Фанагория») в период с 1 декабря по 1 апреля.

    Для обеспечения поэтапной замены существующего ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной навигации в замерзающих портах Российской Федерации, ЦНИИ морского флота выполнена научно-исследовательская работа «Разработка программы развития государственного ледокольного флота на период до 2030 года».  Эта программа также учитывает перспективы развития объемов перевалки грузов  в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и необходимость поэтапного увеличения численности ледокольного флота.

    Ледокольные проводки с началом зимней навигации в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог объявляются приказами Капитанов соответствующих портов. Эти приказы ограничивают возраст судов, принимаемых к обработке, 30 годами. Кроме этого, требуется наличие у судов ледового класса не ниже Ice-1 согласно классификации Российского Морского Регистра Судоходства, либо аналогичного ледового класса Классификационного общества члена МАКО (Международной ассоциации классификационных обществ).

    Общую организацию и руководство ледокольными проводками осуществляет Капитан морского порта Таганрог в соответствии с «Планом расстановки ледоколов на зимнюю навигацию 2011-2012 года», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта.

    Ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», находящиеся в хозяйственном ведении Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», находятся в оперативном руководстве Штабов ледовых операций портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону.

    В общую организацию ледовой проводки транспортных судов в Азовском море входят следующие этапы: формирование ледовых  караванов на внутренних рейдах портов Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Ейск; ледовая проводка каравана от портов Ростов-на-Дону, Азов по Азово-Донскому морскому каналу протяженностью 13 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Таганрог по Таганрогскому подходному  каналу протяженностью 10 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Ейск по Ейскому подходному  каналу протяженностью 12 морских миль до Ейского разделительного  буя, находящегося в Азовском море на выходе из Таганрогского залива; организация движения ледового каравана численностью 10-20 судов под проводкой двух линейных ледоколов от Ейского разделительного буя до Варзовского буя Керчь-Еникальского канала Керченского пролива Черного моря.

    Как правило, Штабом ледовых операций практикуется движение караванов во встречных направлениях для обеспечения бесперебойной работы портов, терминалов и стивидорных компаний.

    Что касается Балтийского бассейна, то здесь в прошедшую зиму ледовая ситуация не была суровой, в отличие от зимы 2010-11 годов. Тем не менее, по словам Георгия Мельника, восточная часть Финского залива является трудным районом для плавания, т.к. имеет малые глубины, многочисленные банки, отмели и острова, отличается штормами, осадками и периодами с пониженной видимостью в осенний период. В зимнее время плавание усложняется наличием льда. Плавание судов проходит по системам разделения движения, рекомендованным путям, фарватерам и подходным каналам, ширина которых изменяется от 1 мили до 80-100 м.

    По данным Петра Паринова, максимального обледенения за последние 50 лет Финский залив достигал в 1988 году - и зима 2010-11 годов еще не была самой суровой за полувековую историю наблюдений. Это говорит о том, что в Финском заливе необходимо держать серьезную группировку ледоколов, особенно если учесть стратегическое значение этого бассейна для экономики страны в целом. К ледовой навигации 2011-12 годов в Финском заливе Россия хорошо подготовилась как с точки зрения увеличения группировки ледоколов, так и с точки зрения законодательства. В частности, были разрешены многократные пересечения госграницы ледоколами без прохождения дополнительных формальностей, достигнуты договоренности с Финляндией о пребывании атомных ледоколов в территориальных водах, разрешен их заход в порты восточной части Финского залива и приняты другие меры. Кроме того, в администрации Большого порта Санкт-Петербург заработал Центр ледовых операций, оборудованный современными автоматизированными системами и снижающий «человеческий фактор» при принятии решений по очередности проводок.

    Ввиду сложности судоходства в восточной части Финского залива, особенно в осенне-зимний период, а также высоких экологических рисков, в российской части Финского залива ФГУП «Росморпорт» создана Региональная система безопасности мореплавания. Как рассказал Георгий Мельник, к ней относятся дифференциальная подсистема в виде опорной станции на мысе Шепелевском; региональная система управления движением судов, получающая информацию от береговых РЛС и базовых станций АИС; базовые станции глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морских районов А1, А2; сеть прямой ведомственной телефонной связи, соединяющая все российские порты, базовые станции восточной части Финского залива; система непрерывного мониторинга объектов энерго и жизнеобеспечения; сеть радиорелейных линий, связывающая все объекты РСБМ; УКВ радиостанции для связи центров УДС с судами.




30 апреля 2024

14:47 Третий китайский авианосец вышел на ходовые испытания
13:55 Китай увеличил импорт угля в январе-марте 2024 года на 14%
13:06 Совокупный грузооборот портов Китая за январь-март 2024 года увеличился на 8,1%
12:30 США сбили беспилотник в Красном море
00:09 Торговое судно подверглось обстрелу у Йемена

29 апреля 2024

11:08 У берегов Парамушира (Сахалинская область) в 2024 году поднимут 14 затонувших судов
10:41 В Подмосковье с 1 мая начнут работу три речных маршрута
10:29 Водность на Волго-Балте в навигацию 2024 года ожидается выше средних многолетних значений
08:00 Правительство установило квоты на вывоз минеральных удобрений в июне – ноябре 2024 года

28 апреля 2024

17:20 Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь
12:33 В Большом порту Санкт-Петербург в навигацию-2024 возобновят работу пятой якорной стоянки
12:18 При строительстве порта «Лавна» (Мурманская область) пропал рабочий
09:45 МегаФон разработал интеллектуальную систему для управления транспортными потоками
08:30 В Санкт-Петербурге в 10 раз состоится Фестиваль ледоколов
08:00 В реку Нарва выпустили 1 тысячу мальков атлантического лосося

27 апреля 2024

18:00 РС освидетельствовал Центр подготовки и аттестации плавсостава Севастопольского университета
17:42 «Астра Марин» открыла в Санкт-Петербурге 12 водных прогулочных маршрутов
17:28 Апелляция рассмотрит 27 июня жалобу Балтзавода на отказ во взыскании с Wartsila 7,6 млн евро
17:06 Центр оценки качества зерна в порту Новороссийск за январь-апрель 2024 года обработал 422 сухогруза
16:44 Ледокол «Новороссийск» за ледовую навигацию 2023-2024 годов осуществил проводку 87 судов
16:19 ГТЛК приняла еще два электросудна для работы на Москве-реке
16:03 Требование об обязательной продаже валютной выручки по экспортным контрактам продлено на 1 год
15:42 В Москве стартовали пассажирские перевозки по речному маршруту до Химок
15:19 Бывший руководитель Восточной верфи задержан по подозрению в мошенничестве и растрате
15:01 Регулярный водный маршрут Речной вокзал — причал Эрмитаж возобновил работу в Санкт-Петербурге
14:44 «Флот РТ» открыл пассажирскую навигацию 2024 года выходом первого судна на маршрут Казань — Печищи
14:27 Для дипломных отделов служб капитанов портов впервые проведены курсы повышения квалификации
14:06 На Енисее открылась навигация 2024 года
13:45 «Донречфлот» в навигацию-2024 планирует перевезти 2,3-2,4 млн тонн грузов
13:28 В пункте пропуска Охотск 30 апреля возобновится движение судов и грузов через госграницу
13:09 FESCO и GeoTour Logistics Hunchun будут развивать контейнерные перевозки на МТК «Приморье-2»
12:51 Порт Козьмино провел учения по тушению пожара на нефтебазе
12:32 Летняя речная навигация 2024 года открыта в Санкт-Петербурге
12:13 На программу «Фабрика проектного финансирования» в 2024 году дополнительно направят 34 млрд рублей
12:00 Промышленный порт Череповецкого меткомбината открыл навигацию 2024 года
11:38 Порт «Суходол» (Приморье) планирует увеличить количество работников на 7,5 тыс. человек
11:16 Чистая прибыль Владморрыбпорта в первом квартале 2024 года упала в 5,7 раза — до 12 млн рублей
10:59 Движение скоростных судов «Валдай» по маршруту Ростов-на-Дону — Азов возобновляется с 27 апреля
10:37 Первое в навигацию 2024 года СПК «Метеор» отправилось из Петербурга в Петергоф
10:18 Ледокол «Виктор Черномырдин» на Севморпути взял под проводку танкер в направлении «Бухты Север»
09:55 ЛОРП завершило все ледокольно-выморозочные работы и подводную часть ремонта судов
09:13 ООО «Восток Ойл» создаст искусственный земельный участок для расширения территории порта Диксон (Таймыр)
08:47 В Кронштадте может появиться городской причал и специализированная стоянка для хранения судов
08:24 АО «Порт Коломна» (Московская область) завершило модернизацию теплохода «Невский-18»
08:00 Грузооборот ООО «Батумский морской порт» в январе-марте 2024 года вырос на 4% — до 435 тыс. тонн
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения генерального директора судоходной компании «Волготранс» Родиона Светличнова!

26 апреля 2024

19:00 Подъездной путь к Мариупольскому морскому торговому порту открыт после капитального ремонта
18:25 Компания Van Oord провела церемонию имянаречения двух новых земснарядов и автономного судна
17:59 Пассажироперевозки между Санкт-Петербургом и Кронштадтом могут вырасти в 2024 году на 30%
17:32 В порту Новороссийск изменятся пределы пункта пропуска через госграницу
17:16 Ледокольная проводка судов в портах Витино и Кандалакша (Мурманская область) отменяется с 1 мая
16:58 Яхтенную марину на 200 судов построят в Южном порту Москвы
16:35 В Кострому ожидается не менее 550 заходов пассажирских теплоходов в навигацию 2024 года
16:06 Круизная навигация в Самаре откроется 27 апреля
15:40 Новый плавучий док проекта 02122 «Сухона» заложен на Севмаше
15:19 В Амурском бассейне внутренних водных путей стартовала навигация 2024 года
15:01 В ЕС намерены обеспечить производство альтернативного судового топлива на уровне 40%
14:42 Паром «Балтийск» вошел в акваторию Кронштадтского морского завода для докового ремонта
14:25 Флот Астраханского филиала Росморпорта пополнился двумя судами
14:07 РЖД открыли движение по второму пути на перегоне Дюанка — Токи в направлении тихоокеанских портов
13:39 Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 16% годовых
13:36 Лайнер «Сергей Дягилев» отправился в круиз из Москвы после 26-часовой задержки
13:18 Грузопассажирский паром «Антей» встанет на линию Усть-Луга – Балтийск с мая 2024 года
12:59 ВЭБ.РФ профинансирует строительство порта «Лавна» в Мурманской области на 12,9 млрд рублей
12:44 Президент РФ одобрил идею о господдержке российских компаний при покупке портовой инфраструктуры за рубежом
12:32 Для терминала минудобрений в Усть-Луге доставлен первый лот оборудования из Китая
12:11 Контейнеровоз Kapitan Maslov грузовместимостью 2,4 тыс. TEU пополнил флот FESCO
11:50 Новый владелец Волгоградского судозавода ООО «ХизМет» не обеспечивает выполнение гособоронзаказа
11:35 Судно проекта 14400 для подготовки вертолетчиков морской авиации спущено на воду в Нижегородской области
11:17 Спасатели завершили многочасовую операцию по обезвреживанию авиабомбы времен ВОВ в порту Мурманск