• 3 апреля 2023 09:18

    Экспедиция «Северный полюс-41» ААНИИ за шесть месяцев преодолела около 800 км

    Ротация экспедиционного состава и доставка грузов в августа будет проходить с использованием научно-экспедиционного судна

    Экспедиция «Северный полюс-41» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) на протяжении шести месяцев успешно дрейфует в высоких широтах Северного Ледовитого океана. От точки старта полярная станция преодолела почти 800 км. Как сообщает пресс-служба ААНИИ, в настоящее время станция движется в приполюсном районе — около 88 градусов северной широты. От географического полюса ее отделяет около 220 км.

    Отмечается, что впервые в истории дрейфующих полярных станций экспедиция проходит при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс» — научно-исследовательского судна, предназначенного для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана и обладающего функционалом научно-исследовательского центра. Используя уникальные возможности платформы, ученые собрали обширный массив научных данных о состоянии природной среды и изменениях, происходящих в высокоширотной Арктике, которые будут анализироваться на «большой земле». На текущий момент ученые отмечают, что скорость дрейфа СП-41 выше всех предыдущих.

    Полярники также выполняют большой блок оперативных метеонаблюдений и аэрологическое зондирование атмосферы. Данные ежесуточно передаются в Гидрометцентр Росгидромета. Они имеют  большое практическое значение, так как экспедиция «Северный полюс-41» в настоящее время единственный источник метеоинформации на огромную часть Северного Ледовитого океана. Часть информации также уже используется специалистами ААНИИ для подготовки ледовых прогнозов для обеспечения навигации по трассе Северного морского пути.

    «Спектр исследований на ЛСП значительно расширен относительно традиционных дрейфующих станций «Северный полюс». Это обусловлено не только развитием технологий производства наблюдений, но возможностями, которые открывает для исследований ледостойкая платформа. Речь, прежде всего, о таких разделах научной программы как геология, гидробиология, океанография, гидрохимия, геофизика. Выполнение полномасштабных исследований по этим направлениям невозможно без использования грузоподъемных механизмов, средств обеспечения стабильного температурного режима и пространственного положения, источников электропитания большой мощности. Все эти возможности сейчас обеспечивает судно», — отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

    По его словам, НЭС «Северный полюс» полностью оправдало ожидания в части обеспечения безопасности и работоспособности экспедиции. «Дрейф проходит при непростых условиях. Динамика льда в районе станции весьма активная, на базовом поле неоднократно наблюдались трещины и подвижки льда. В таких случаях оборудование перемещается на борт судна, откуда ученые продолжают исследования. При стабилизации ситуации научный лагерь вновь разворачивается на льду. Выбранный формат организации дрейфующих станций при поддержке ЛСП «Северный полюс» полностью себя оправдывает. Судно стало для полярников безопасным и уютным домом, качественной рабочей площадкой, оснащенной всем необходимым оборудованием для полноценной научной работы», — сказал Александр Макаров.

    Основная ротация экспедиционного состава и доставка грузов запланирована на август. Она будет проходить с использованием научно-экспедиционного судна. В апреле планируется провести частичную ротацию. Вертолетами к месту дрейфа планируется доставить десять полярников. В том числе, шесть членов экипажа и четыре научных специалиста.

    «Принять транспортный самолет на СП невозможно, нет подходящей площадки — льдины для организации взлетно-посадочной полосы. Поэтому переброску экспедиционников планируется осуществить вертолетами. В операции будет задействовано два Ми-8 АМТ. Это весьма сложная задача, так как станция  находится далеко от большой земли, практически на пределе вертолетной досягаемости. Для проведения операции на нашей научной базе «Мыс Баранова» еще до старта СП-41 началась подготовка взлетно-посадочной полосы», — рассказал Александр Макаров.

    Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне — экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».

    ЛСП «Северный полюс» — уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.

    Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.


30 мая 2024

07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения генерального директора ФАУ «Российское Классификационное Общество» Евгения Трунина!

29 мая 2024

19:00 Контейнеровоз «Новик Мария» за три кругорейса перевез в общей сложности 4 тыс. TEU
18:22 В порту Ейск выявлены нарушения законодательства об охране труда
18:16 Количество судов, проходящих ежедневно по Панамскому каналу, увеличится с 24 до 32 единиц
17:47 Строительство первого отечественного краболовного судна-живовоза начнется в июле 2024 года
17:29 Инвестором порта Анаклия (Грузия) станет китайско-сингапурский консорциум
17:03 Судоремонтно-судостроительная корпорация заключила контракт на строительство плавучего причала для ВМФ
16:50 Новый катамаран-электроход проекта Looker 1100 «Белояр» совершил первый рейс 29 мая
16:13 Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в законодательство рыболовной отрасли
15:48 EIA: Импорт биодизеля в США c 2022 года увеличился вдвое из-за низких цен в Европе
15:34 Минтранс отменил распоряжение о мерах по созданию и организации функционирования судовой системы охранного оповещения
15:10 Allianz: В 2023 году потеряно 26 единиц международного коммерческого флота
14:53 Владимир Путин поручил реконструировать причальные сооружения в порту Байкал
14:32 Дизель-электроход «Сахалин-9» вернется на линию Ванино — Холмск 30 мая 2024 года
14:11 Завершен проект по цифровизации судов «Обороронлогистики»
13:41 Импорт бункерного топлива через бондовые зоны в Китай сократился в апреле 2024 года
13:29 Строительство буксиров для порта «Эльга» (Хабаровский край) идет с опережением графика
13:08 Ввод паромного комплекса Холмск — Ванино в эксплуатацию запланирован на 2025 год
12:50 Морской порт «Суходол» до конца года планирует нарастить объемы отгрузок на суда до 1 млн тонн в месяц
12:32 На слипе Архангельской РЭБ флота в осенне-зимний период прошли обслуживание 52 судна
12:07 КТК с 1 января по 24 мая 2024 года загрузил нефтью 244 танкера
11:49 Перевозки экспортного угля по ДВЖД за январь-апрель 2024 года выросли на 6,9% — до 9,4 млн тонн
11:25 Для контейнерного терминала Владморрыбпорта закуплено 2 перегружателя-ричстакера
11:03 Хабаровский судостроительный завод отремонтировал ВРК многоцелевых буксиров проектов 2608SD и 2612SD
10:41 Судоремонтное предприятие ПРЕГОЛЬ приняло участие в первой выставке SEAFOOD Expo Eurasia в Стамбуле
10:18 Экипажи подводных лодок «Великие Луки» и «Можайск» отрабатывают курсовую задачу в Балтийском море
09:56 В порту Актау (Казахстан) прошли учения по ликвидации нефтеразлива и тушению пожара на судне
09:32 Баржа «1518» получила повреждение при движении по Енисею с теплоходом «Славгород»
09:09 Владимир Путин: Узбекистану, не имеющему выхода к морю, может помочь Россия с партнерами по региону
08:47 Внесены изменения в правила движения и стоянки судов в Московском бассейне ВВП
08:23 Спуск на воду сухогруза-контейнеровоза проекта 72SDC14017 запланирован на вторую половину 2025 года
08:00 Установлен формат уникального идентификатора автономного судна

28 мая 2024

19:00 Парусное судно «Паллада» отправилось в учебный рейс
18:36 Индийская судостроительная компания получила заказ на строительство новейших судов для обслуживания ветряных платформ
18:19 Ледоколы Росморпорта обеспечили проводкой более 6,5 тыс. судов в период зимней навигации
17:56 Атомный ледокол «Ленин» пройдет плановый доковый ремонт
17:32 «Ростерминалуголь» поддержал экспедицию по изучению балтийской кольчатой нерпы в Финском заливе
17:10 Портфель китайской компании Yangzijiang Shipbuilding увеличился до $16,1 млрд
16:53 В Рыбинске (Ярославская область) выделяется до 164,56 млн рублей на строительство причала взамен сгоревшего ранее
16:29 Госдума ратифицировала соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном
16:04 АСОП поддерживает запрос стивидорных компаний по включению их в действующий льготный налоговый режим Ленобласти
15:52 ОСК проработала модификации сухогрузов-контейнеровозов на базе проекта 00108
15:34 FESCO запустила контейнерные перевозки из ОАЭ в Россию через Индию
15:13 ABL окажет услуги китайской COOEC в рамках проекта развития месторождения Сафания в Саудовской Аравии
14:56 ГТЛК подписала акт технической приемки третьего катамарана проекта «Котлин»
14:36 Reuters: Правительство Кипра отказалось от концессионного соглашения в порту Ларнака на сумму $1,3 млрд
14:15 Обязательные постановления в порту Астрахань планируется изменить
13:57 В Республике Марий Эл новые причалы появятся в Юрино и Кокшайске
13:38 НМТП направит 14,4 млрд рублей на выплату дивидендов за 2023 год
13:14 По факту навала судна на железнодорожный мост в Ростове-на-Дону возбуждено уголовное дело
12:54 AD Ports и партнеры построят предприятие по производству «зеленого» метанола в Египте
12:35 Эксперты подвели итоги применения роботизированной морской техники для безопасной эксплуатации МПТ
12:16 В порту Находка выявлено нарушение антимонопольного законодательства
11:51 НТК планирует вывести терминал минудобрений в Усть-Луге на полную мощностью к концу 2025 года
11:32 Рыболовный траулер «Кулой» для архангельской компании отправлен из Китая в Россию
11:10 Пограничный переход Джалинда — Мохэ позволит обеспечить экспорт угля из Якутии без выхода на Восточный полигон
10:52 «Нефтефлот» (Самара) завершил формирование корпуса земснаряда проекта Ц480М2рД/НФ
10:39 Росморпорт привлечет 4 буксира для обслуживания землесосов при дноуглублении в акватории порта Оля
10:21 АО «Костромской грузовой порт» в навигацию 2024 года планирует перевалить 200 тыс. тонн грузов
09:52 Экспорт в Узбекистан через Астраханскую область в 2023 году вырос на 10%
09:33 Пассажиров потерявшего ход судна «Игорь Фархутдинов» принял теплоход «Адмирал Невельской»
09:11 РКО приступило к техническому наблюдению за строительством самоходного судна-нефтесборщика проекта ТСК.580
08:48 Грузооборот портов Астраханской области по итогам года может составить порядка 6 млн тонн
08:24 NYK (Япония) испытывает работу своего танкера класса VLCC на биотопливе
08:00 На Сахалине к 2030 году планируется построить 4 рыбоперерабатывающих завода

27 мая 2024

19:00 В речном порту Иркутск затонул находящийся на консервации понтон
18:37 Танкер сингапурской NYK Bulkship доставит в Лос-Анджелес первую партию экологически чистого авиационного топлива
18:13 На терминале «Дальтрансуголь» (Хабаровский край) установлена новая станция УЗОТ
17:49 ОСК и СПбГМТУ представили новую систему подготовки кадров
17:26 Росприроднадзор готовит исковые требования к ООО «Порт Мечел-Темрюк» по возмещению вреда