• 5 июля 2022 13:32

    В ЛЭТИ разработана система обнаружения затонувших судов, излучающая сигналы китообразных

    Российских аналогов системы нет

    Ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» разработали гидроакустическую систему, которая излучает сигналы китообразных, сообщила пресс-служба Минобрнауки России.

    Ее использование повысит точность и информативность работ сотрудников службы охраны водных акваторий стратегических объектов, специалистов, изучающих затонувшие суда и океанический рельеф и других. На данный момент созданы действующие макеты системы, которые можно адаптировать под нужды конкретного заказчика.

    В океанологических исследованиях, геологоразведке, обнаружении надводных и подводных кораблей и судов широкое применение получили гидроакустические системы, которые используют звуковые колебания под водой для работы систем связи и навигации. Активное освоение недр Мирового океана требует улучшения систем по таким параметрам, как информативность и безопасность передачи данных.

    Разработанная в ЛЭТИ уникальная гидроакустическая система имитирует эхолокацию, которую применяют китообразные, например, дельфины и белухи, для ориентации в пространстве и определения местоположения объектов вокруг. Специалисты не только смогли воспроизвести, но и повторили по ряду параметров сигнал, который создают дельфины, и создали действующие прототипы устройств.

    Систему ученых из Санкт-Петербурга можно настраивать по частоте ультракоротких акустических импульсов или сложных по структуре электрически управляемых сигналов.
    «Благодаря использованию таких сигналов можно повысить информационную емкость, скрытность и помехоустойчивость работы системы в сравнении с существующими аналогами», — рассказывает доцент кафедры электроакустики и ультразвуковой техники (ЭУТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Степанов.

    Дельфины и белухи издают характерные звуки наподобие щелчков и скрипов, многие из них из-за слишком высоких частот человек даже не слышит. Именно эти ультразвуковые сигналы используют морские животные для гидролокации. В зависимости от того, что требуется животному — обнаружение объектов, коммуникация — изменяется пространственно-временная и спектральная структура излучаемых ими импульсных акустических сигналов. У китообразных есть безотказная способность находить объекты в условиях помех, например, когда рядом раздаются сигналы сородичей при охоте на косяки рыбы. Это свидетельствует об уникальности эхолокационной системы китообразных, которая совершенствовалась в процессе эволюции.

    Ученые ЛЭТИ изучили способность морских обитателей к эхолокации и создали гидроакустический комплекс, который использует подобные ультразвуковые импульсы.
    Устройство состоит из двух антенн, размещающихся под водой. Одна формирует колебания, которые распространяются в пространстве и отражаются от объектов. Затем эти сигналы получает другая антенна и передает информацию на пульт управления. При помощи программного обеспечения первичные данные обрабатываются, и конечная информация поступает оператору.

    Для реализации своей идеи ученые разработали макеты антенн, составленных из пьезопреобразователей (электромеханические преобразователи, принцип действия которых основан на возникновении электрической поляризации под действием механического напряжения) стержневого и волноводного типов. Также была создана специальная система их возбуждения, управляемая компьютером.

    Сверхширокополосные акустические сигналы формируются за счет линейной фазочастотной характеристики излучения. Это ультракороткие акустические импульсы, различного типа кодовые последовательности, хаотические сигналы, а также разные сигналы китообразных.

    Эксперименты по моделированию и управлению звуковыми импульсами проводились в специальном пространстве — заглушенном гидроакустическом бассейне кафедры ЭУТ СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

    Для автоматизированного сбора и обработки данных исследователи разработали программное обеспечение и удобный интерфейс с использованием виртуального прибора. Это позволило существенно ускорить проведение многочисленных измерений, подбор параметров и получение необходимых результатов. Практической части исследований предшествовала большая теоретическая работа, которая стала основой для построения макетов антенн и создания программного обеспечения.

    «Наша разработка имеет широкую область применения, например, для поиска или классификации подводных объектов, включая и косяки рыб, и подводные аппараты, и затонувшие суда. Система также может использоваться для подводной геологоразведки, для мониторинга и защиты объектов морской деятельности (водный транспорт, береговые сооружения, буровые станции) от незаконного проникновения, для проведения гидроакустических измерений, а также при построении адаптивных гидроакустических систем для связи с обучаемыми китообразными», — поясняет Борис Степанов.

    Российских аналогов системы нет. Результаты исследований запатентованы (патенты РФ № 173582, 176673). Проект выполнен в том числе в рамках госзадания Минобрнауки России.


19 мая 2024

12:09 ОСК и СПбГМТУ внедрят новую систему подготовки инженерных кадров
11:52 Губернатор: Строительство глубоководного района порта Архангельск является флагманским проектом для региона
09:37 Более 100 человек прошли в ОСК обучение по программе «Судометрика»
09:19 Грузооборот морских портов России за 4 месяца 2024 года снизился на 4,3% — до 288,4 млн тонн

18 мая 2024

14:28 Танкер загорелся у берегов Йемена после попадания ракеты
12:09 Судно получило повреждения в районе Йемена
09:01 Введен временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов из России
08:38 Противолодочный корабль «Уренгой» провел тренировки по отражению атак в Калининградской области
08:08 Глава правительства РФ Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей между заместителями
08:06 Десантный корабль «Мордовия» выполнил учебные стрельбы
08:00 АСОП поздравляет с юбилеем Артура Седова!
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с юбилеем управляющего директора АО «Ростерминалуголь» Артура Седова!

17 мая 2024

19:00 На Панамском канале в апреле 2024 года отмечено снижение потребления бункерного топлива
18:41 Морспасслужба рассчитывает получить 16 судов для работы на СМП в 2025 году
18:23 Туапсинский балкерный терминал в апреле 2024 года увеличил погрузку минудобрений на суда на 50%
18:08 Марат Хуснуллин: Планируется максимальное развитие водных путей для обеспечения связи между портами Каспия
17:54 ЛСП «Северный полюс» прибыла в порт Мурманска после первого высокоширотного рейса
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 13-17 мая
17:22 Минсельхоз: К 2030 году планируется построить 20 сухогрузов для сельхозпродукции
16:51 Судно «Валдай 45Р-18» выполнило тестовый рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Семикаракорск
16:34 Грузоперевозки в Беломорско-Онежском бассейне с начала навигации 2024 года к середине мая снизились на 16,4%
16:17 Газпром надеется получить от СНСЗ законченный проект спасательной шлюпки через несколько лет
15:58 Великобритания ввела санкции в отношении «Восточной стивидорной компании»
15:23 РС оказал содействие Юридическому комитету ИМО в рассмотрении вопросов фиктивной регистрации судов
14:51 Эксперт: Коммерческому внедрению автономных судов мешают ИМО, профсоюзы и «узкие места» в технологиях
14:32 Специалисты считают перспективным использование экранопланов в арктических перевозках
14:15 Водный транспорт ООО «Транснефть – Балтика» подготовлен к навигации
13:54 Кассация подтвердила запрет Wartsila вести судебные споры с Балтзаводом вне России
13:37 Бункеровочное судно врезалось в опору моста в Техасе
13:18 Продажи судового топлива в порту Фуджайра (ОАЭ) в апреле 2024 года составили почти 639 тыс. куб. м
12:56 Флот Севмаша (Архангельская область) открыл навигацию 2024 года
12:42 Глава Росатома: Принято решение о создании подкомиссии России и Китая по Севморпути
12:31 Паром «Сахалин-9» с 20 мая будет выведен с линии Ванино — Холмск на плановое техобслуживание
11:59 Вторая партия экспортного груза отправится из ММРП по мультимодальному маршруту
11:29 Владимир Путин: Россия готова предоставить инвесторам из КНР экономические льготы
11:10 ГТЛК проавансировала строительство 12 барж и 3 буксиров на Череповецком судостроительном заводе
10:48 На Городецком гидроузле проведено регулярное обследование шлюзов, плотин и дамб
10:33 Росморпорт планирует доковый ремонт дизель-электрического ледокола «Капитан Чудинов»
10:07 Теплоход «Адмирал Невельской» вернулся на линию Корсаков ‒ Курилы после ремонта
09:46 Суда FESCO в мае 2024 года совершат 5 рейсов во Вьетнам
09:24 «K» Line опробовала биотопливо марки B100 при рейсе морского автовоза Apollon Highway
09:02 ФГБУ «ГлавСевморпуть» призывает к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП
08:39 В Астраханском вузе Росрыболовства провели испытания нового подводного робота
08:21 ААНИИ завершил первый этап модернизации автоматизированной ледово-информационной системы «Север»
08:00 Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия

16 мая 2024

19:00 РС объявил конкурс 2024 года на лучшую выпускную квалификационную работу
18:48 ААНИИ в 2024 году планирует открыть 58 станций мониторинга вечной мерзлоты
18:37 XV Международный салон «Комплексная безопасность» пройдет с 29 мая по 1 июня 2024 года
18:24 ААНИИ: Принципиально тяжелых ледовых условий для летней навигации 2024 года на СМП не ожидается
18:11 Универсальный паром «Антей» отправился в первый рейс на линии Усть-Луга — Балтийск
17:56 Технический проект НЭС «Иван Фролов» завершен
17:43 Губернатор: Грузооборот порта Мурманск к 2027 году увеличится на 63 млн тонн
17:24 Выручка немецкой группы HHLA за январь-март 2024 года сократилась на 0,3% — до 363,6 млн евро
17:02 НИС «Академик Опарин» планируется отремонтировать до 20 декабря 2024 года
16:39 Российские ученые в 2025 году начнут поиск древнего льда возрастом 1,5 млн лет в Антарктиде
16:17 Новый земснаряд проекта 4395 «Евгений Плескевич» буксируется в Алтайский край
15:55 Навигация 2024 года открылась на Саяно-Шушенском водохранилище
15:33 В России создан технический комитет для разработки стандартов в сфере логистики и управления цепями поставок
15:16 Перевозка экспортных удобрений по сети РЖД в январе-апреле 2024 года выросла на 20,7% — до 10,7 млн тонн
14:54 Исследование: Более 95% наиболее распространенных скрубберов окупаются за 5 лет
14:29 Перевозки контейнеров на СКЖД в январе-апреле 2024 года снизились на 7,1%
14:11 Китайская компания может инвестировать в развитие терминала «Глобал Портс» в Усть-Луге
13:50 Суда в Красном море начали маскироваться под китайские через манипулирование сигналами АИС
13:32 Ливадийский РСЗ (Находка) заложил пассажирский катамаран проекта HSC200
13:13 Опыт Гуанчжоу поможет Хабаровскому краю в развитии транспортного узла Ванино и Советской Гавани
12:56 СРЗ «Красная Кузница» (Архангельск) спустил на воду сухогруз «Териберка» после докового ремонта
12:34 Росимущество передало региону 18 участков и 9 объектов в порту Магадан для создания рыбного порта
12:18 Мурманский морской торговый порт готовится ввести в эксплуатацию новый грейферный погрузчик
11:57 В Енисейском пароходстве прошло тестирование автономной спасательной шлюпки танкера «ТН-663»
11:39 Судостроительный проект «Норебо» в Ленобласти возглавил Алексей Тоболев