• 7 ноября 2007 14:19

    Предельный объем финансирования мероприятий ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" оценивается в размере около 140 миллиардов рублей

    Правительство РФ рассмотрит на заседании в четверг основные направления развития гражданской морской техники на 2009-2016 годы, передает ПРАЙМ-ТАСС.

    Комплексное решение проблем отечественного гражданского судостроения во исполнение решений президента РФ и в целях создания конкурентоспособной морской техники новых поколений планируется осуществить в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы", разработка которой ведется в соответствии с поручением президента РФ.

    Основной целью программы является развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создания условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники направленных на принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 году значительной доли мирового рынка продаж.

    Для достижения указанной основной цели необходимо решение трех комплексных задач: создание опережающего научного задела и технологий для разработки перспективной морской техники, а также проведение НИОКР направленных на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения; модернизация, техническое перевооружение и развитие научно-экспериментальной, стендовой базы, ориентированных на сохранение и укрепление потенциала отрасли по проведению фундаментальных и прикладных исследований, связанных с разработкой новой морской техники; совершенствование кооперации, развитие унификации, диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции.

    Финансовое обеспечение программы предусматривает смешанную систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов. Предельный прогнозируемый общий объем финансирования мероприятий программы в 2009-2016 годы оценивается в размере около 140 млрд руб. Около 65% средств, предусмотренных на реализацию программы, составят средства федерального бюджета и 35% - внебюджетные средства.

    Согласованный проект концепции федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" внесен Минэкономразвития России в правительство РФ 26 октября 2007 года. В настоящее время разработан комплекс мероприятий по выводу судостроения в передовые высокотехнологичные конкурентоспособные отрасли. Утверждена стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждена схема реструктуризации судостроительной промышленности: в феврале 2007 г подписаны указы и распоряжения по Крыловскому центру, Объединенной судостроительной корпорации и 3-м концернам морского приборостроения.

    Представлены в правительство РФ концепция и проект федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы. Законом о бюджете предусмотрены бюджетные средства на 2009-2011 годы на лизинг строительства гражданских судов в сумме 8,3 млрд руб. Выполнена работа по рассмотрению предложений по проектам создания современных судостроительных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах, прорабатывается возможность в рамках частно-государственного партнерства реализации этих проектов ("Дальзавод", Выборгский завод, "Северная верфь").

    В процессе обсуждения проекта стратегии было определено, что в рамках уже запланированных к реализации бизнес-проектов отрасль способна в среднесрочной и долгосрочной перспективе стать интегратором развития высоких технологий и современного производства. Ядро продуктового ряда, способного обеспечить эффективную деятельность именно российской судостроительной промышленности, составляют наукоемкие суда различного назначения. Стратегия рассматривает конкретные условия, при которых возможно создание новых прорывных технологий и расширение продуктового ряда. В комплексе первоочередных мер выделен базовый вектор: обеспечение морской деятельности в части создания инфраструктуры разработки и обслуживания месторождений углеводородов на шельфе, в том числе - в экстремальных природно-климатических условиях.

    Основными видами конечной продукции создаваемых интегрированных центров отечественного судостроения (холдингов) на перспективу будут: государственный оборонный заказ и корабли на экспорт по программе ВТС; государственный федеральный заказ - ледоколы, научно-исследовательские суда, специальные гражданские суда для МЧС и др. ведомств, плавучие атомные электростанции; коммерческая гражданская продукция для внутреннего рынка страны - платформы, плавучие терминалы и другая морская техника для освоения российского континентального шельфа, морские и речные суда для российских компаний; гражданская продукция на экспорт.

    Особого внимания потребует проблема участия создаваемых центров судостроения в освоении месторождений континентального шельфа - создание технических средств, обеспечивающих эффективное изучение (доразведку) и освоение морских нефтегазовых месторождений на российском шельфе. По оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспия - "Газпрома, "Роснефти", "ЛУКОЙЛа" и др., освоение шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн т нефти и до 160 млрд куб м газа с необходимой инфраструктурой обслуживания.

    По ряду проектов освоение месторождений уже началось, российские компании и их партнеры начали удовлетворять свои потребности в специальной морской технике и транспортных судах за рубежом, ссылаясь на неготовность отечественной промышленности. Поэтому наиболее остро стоит проблема ускоренного проектирования и создания с участием государства и бизнеса в отрасли новых специализированных современных мощностей.

    Центрам российского судостроения предстоит освоить самые передовые информационные технологии, обеспечивающие полноценное участие отечественной науки и промышленности в освоении шельфа. При этом можно допустить приобретение зарубежных нематериальных активов (лицензии, технологии), специального технологического оборудования и определенного ряда комплектующих изделий, но производить сложнейшую морскую технику для шельфа надо в основном в России, как это сделала в свое время Норвегия, осваивая свой шельф. Такую политику необходимо осуществлять, в том числе с помощью представителей государства в руководстве тех мощных российских компаний-заказчиков морской техники, где крупные пакеты акций принадлежат государству.

    В соответствии со стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 г, предусматривается ряд структурных преобразований в отрасли, исходя из следующих основных положений. Научно-техническая сфера - поддерживается государственный сектор судостроительной науки. В качестве отраслевого научного центра создается "Крыловский государственный научный центр" в последующем в форме федерального государственного учреждения. Судостроение - поддерживаются интеграционные процессы на базе ФГУП и ОАО с контрольным пакетом акций у государства при достижении компромиссов с основными акционерами частных предприятий отрасли и проработки механизмов вхождения их в интегрированные структуры. Судоремонт - решен вопрос о вовлечении в интеграционные процессы судоремонтных заводов, находящихся в ведении Министерства обороны России. Создан отраслевой центр "Звездочка" с региональными филиалами. Будет создан концерн "Центр технологии судостроения и судоремонта".

    Приборостроение - завершаются ранее намеченные мероприятия по принятым решениям по оптимизации структуры морского приборостроения. Дальнейшее реформирование этой подотрасли целесообразно осуществлять в рамках проведения комплексной оптимизации научного и производственного потенциала радиоэлектронной промышленности страны.

    Судовое машиностроение и электротехника - поддерживаются интеграционные процессы преимущественно без участия государства.

    В результате проведенных и намеченных мероприятий будут созданы конкурентоспособные на мировом рынке интегрированные структуры, сконцентрировавшие в своем составе госсобственность, что обеспечит возможность осуществлять действенный контроль и влияние за процессом развития судостроительной промышленности - важнейшего сектора оборонно-промышленного комплекса страны. Эти структуры открыты для дальнейшей интеграции с частным российским бизнесом на принципах взаимной заинтересованности, а также с ведущими мировыми производителями судостроительной продукции, особенно в рамках крупных проектов по освоению шельфа.

    В соответствии с реализуемой стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, разработана схема реструктуризации отрасли, утвержденная указами президента РФ Системообразующая цель создания ОАО "ОСК" - реализовать комплекс мероприятий стратегии по выводу судостроения в передовые высокотехнологичные конкурентоспособные отрасли. ОАО "ОСК" объединит 41 предприятие и организацию, из которых в настоящее время 29 имеют организационно-правовую форму ФГУП и 12 - ОАО.

    Организационная схема ОАО "ОСК" будет включать 3 ИС в форме дочерних акционерных обществ, построенных по предметно-территориальному признаку: "Западный центр судостроения", "Северный центр судостроения и судоремонта", "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" и 8 проектно-конструкторских организаций, непосредственно входящих в состав ИС ОАО "ОСК". Схемы создания субхолдингов аналогичны схеме создания всей ИС и включают управляющую компанию, учреждаемую Российской Федерацией со 100-процентным госучастием. Уставный капитал управляющих компании формируется внесением в качестве вклада РФ находящихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ судостроения и денежных средств в размере 25 млн руб. В стратегии сделан однозначный вывод: для отрасли жизненно важно развитие гражданского судостроения в интересах отечественного заказчика - строительство судов и морской техники для добычи и транспортировки углеводородов на шельфе, строительство речных и рыбопромысловых судов.

    Головная компания ОСК - стратегический координатор по реализации механизмов сотрудничества с министерствами и ведомствами, по выравниванию финансово-экономических условий строительства судов на отечественных предприятиях с зарубежными; по разработке и организации реализации планов долговременного сотрудничества с основными заказчиками гражданского судостроения – "Газпром", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и основными компаниями-грузоперевозчиками; по разработке и реализации мероприятий обеспечения лизинга морских и речных судов. Основная цель создания региональных холдингов - модернизация производственных мощностей предприятий; создание современных судостроительных комплексов, в том числе с сухими доками, позволяющими строить суда водоизмещением более 70 тыс т; оптимизация имущественного комплекса; реализация конкретных проектов судостроительной техники с учетом региональных особенностей.


2 мая 2024

19:00 Чистая прибыль Архангельской РЭБ флота в 2023 году снизилась на 16,8%
18:34 Минобороны не смогло взыскать 840 млн рублей с ПСЗ «Янтарь» из-за затянувшегося ремонта СКР «Неустрашимый»
18:16 Весь флот группы «Илим» к навигации 2024 года будет спущен на воду до 25 мая
17:58 Российский арбитраж запретил немецкой Linde вести судебные споры с «РусХимАльянсом» за рубежом
17:39 Терминал минудобрений НТК в Усть-Луге получил заключение о соответствии построенных железнодорожных путей
17:17 Грузоперевозки через Амур в пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ (КНР) планируется возобновить с 7 мая
17:02 ESPO: Европейским портам необходимо за 10 лет инвестировать в инфраструктуру и энергопереход 80 млрд евро
16:43 Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований на водном транспорте планируется дополнить
16:22 Дрейфующая полярная станция на ЛСП «Северный полюс» завершила работу
16:06 Выручка Maersk за январь-март 2024 года снизилась до $12,4 млрд
15:45 Три рыболовных судна для калининградской ГК «Марфиш» будут построены в ближайшие 5 лет
15:22 Росморпорт ищет исполнителя работ по устройству разгрузочного канала на ВКМСК в мае-ноябре 2024 года
15:03 Владелец судна Hai Jin Jiang оплатил штраф за разлив нефтепродуктов в порту Новороссийск
14:44 США планируют создать военно-морское объединение для противодействия Китаю в АТР
14:26 Верфь «Эмпериум» (Ленобласть) заложила три электросудна Ecobus по новому контракту с ГТЛК
14:08 Аналитики: Нормализация ситуации в Красном море может привести к обрушению рынка контейнерных перевозок
13:47 Второй спутник «Арктика-М» с бортовым комплексом управления от «Росатома» принят в эксплуатацию
13:29 Правительство РФ дало строящемуся рыболовному флоту отсрочку на 2 года по уровню локализации
13:11 Грузоперевозки FESCO на линии между Новороссийском и Турцией за два года достигли 40 тыс. TEU
12:52 Первый «Агроэкспресс» отправлен из Челябинской области в Индию по восточной ветке МТК «Север ‒ Юг»
12:34 Швартовные испытания на головном судне проекта Looker 1100 «Белояр» проводятся под наблюдением РКО
12:13 Правительство РФ одобрило запуск третьего этапа модернизации Восточного полигона
11:56 Погрузка на сети РЖД за январь-апрель 2024 года снизилась на 3,2% — до 397,6 млн тонн
11:43 ГК «Дело» в апреле 2024 года экспортировала более 1 млн тонн зерна через новороссийский терминал КСК
11:21 По Волго-Донскому судоходному каналу в 2023 году было перевезено 4,9 млн тонн грузов
11:02 ТД «Риф» подал иск к Россельхознадзору на $60 тыс.
10:45 На Волге вблизи Тольятти снят с мели пассажирский теплоход «Сергей Кучкин»
10:26 РСПП просит правительство РФ пересмотреть механизм определения платы за аренду инфраструктуры портов
10:03 На Волго-Балте открылась транзитная навигация
09:44 Аэролодки для переправы через Анадырский лиман будут доставлены на Чукотку осенью 2024 года
09:26 Завершены испытания на прочность контейнера-цистерны CryoSafe-42 для жидкого водорода
09:07 Готовность цифровой верфи на Онежском ССЗ (Карелия) оценивается в 60%
08:45 Утвержден госстандарт среднего профобразования по организации перевозок и управления на транспорте
08:22 Собственник и капитан рыболовецкого судна возместят ущерб за незаконный вылов краба на Камчатке
08:00 СПК «Михаил Девятаев» выполнило первый рейс в навигацию 2024 года

1 мая 2024

13:24 Международная группа P&I заявила о массовом уходе флота из-под юрисдикции G7 из-за антироссийских санкций
12:58 Индия одобрила четыре российские компании для оказания услуг по морскому страхованию
12:47 Группа компаний «Р-Флот» подготовила к спуску суда проекта МПКС
09:25 Терминалы порта Архангельск готовы обеспечить перевалку удобрений в объеме свыше 1 млн тонн в год
09:12 В Омской области с 1 мая стартуют пассажирские перевозки водным транспортом по двум маршрутам
08:58 Ремонт парома «Сахалин-10» завершился раньше планового срока
08:41 Круизные лайнеры в навигацию 2024 года выполнят 193 судозахода в Тверскую область
08:00 Импорт сырой нефти КНР в I квартале 2024 года вырос на 0,7%
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с Днем рождения проректора ГУМРФ имени Макарова Татьяну Пантину!

30 апреля 2024

14:47 Третий китайский авианосец вышел на ходовые испытания
13:55 Китай увеличил импорт угля в январе-марте 2024 года на 14%
13:06 Совокупный грузооборот портов Китая за январь-март 2024 года увеличился на 8,1%
12:30 США сбили беспилотник в Красном море
00:09 Торговое судно подверглось обстрелу у берегов Йемена

29 апреля 2024

11:08 У берегов Парамушира (Сахалинская область) в 2024 году поднимут 14 затонувших судов
10:41 В Подмосковье с 1 мая начнут работу три речных маршрута
10:29 Водность на Волго-Балте в навигацию 2024 года ожидается выше средних многолетних значений
08:00 Правительство установило квоты на вывоз минеральных удобрений в июне – ноябре 2024 года

28 апреля 2024

17:20 Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь
12:33 В Большом порту Санкт-Петербург в навигацию-2024 возобновят работу пятой якорной стоянки
12:18 При строительстве порта «Лавна» (Мурманская область) пропал рабочий
09:45 МегаФон разработал интеллектуальную систему для управления транспортными потоками
08:30 В Санкт-Петербурге в 10 раз состоится Фестиваль ледоколов
08:00 В реку Нарва выпустили 1 тысячу мальков атлантического лосося

27 апреля 2024

18:00 РС освидетельствовал Центр подготовки и аттестации плавсостава Севастопольского университета
17:42 «Астра Марин» открыла в Санкт-Петербурге 12 водных прогулочных маршрутов
17:28 Апелляция рассмотрит 27 июня жалобу Балтзавода на отказ во взыскании с Wartsila 7,6 млн евро
17:06 Центр оценки качества зерна в порту Новороссийск за январь-апрель 2024 года обработал 422 сухогруза
16:44 Ледокол «Новороссийск» за ледовую навигацию 2023-2024 годов осуществил проводку 87 судов
16:19 ГТЛК приняла еще два электросудна для работы на Москве-реке
16:03 Требование об обязательной продаже валютной выручки по экспортным контрактам продлено на 1 год
15:42 В Москве стартовали пассажирские перевозки по речному маршруту до Химок
15:19 Бывший руководитель Восточной верфи задержан по подозрению в мошенничестве и растрате
15:01 Регулярный водный маршрут Речной вокзал — причал Эрмитаж возобновил работу в Санкт-Петербурге
14:44 «Флот РТ» открыл пассажирскую навигацию 2024 года выходом первого судна на маршрут Казань — Печищи