• 5 ноября 2015 15:29

    Экспертный совет «Транснефти» отметил высокие риски транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы

    Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть» признает важность обеспечения экономической и стратегической безопасности транспортировки нефти через международные проливы и каналы в контексте возросшей геополитической нестабильности в ряде регионов, говорится в заявлении компании, распространенном пресс-службой.

    По мнению участников заседания Экспертного совета, состоявшегося 26 октября 2015 года, эта проблема актуальна как для представителей добывающих, нефтетранспортных компаний, специалистов нефтяной отрасли, так и для экспертов и аналитиков международной торговли. По данным статистического обзора мировой энергетики British Petroleum, общемировой уровень добычи нефти в прошлом году достиг 4,22 млрд тонн, включая сырую нефть, шельфовую нефть, добычу из нефтеносных песков и газоконденсат. Согласно разным источникам, от 50% до 60% этого объема транспортируется по воде. Часть пути географически неизбежно проходит через морские проливы.Существуют различные категории рисков этого транзита: политические, технологические, логистические, экологические. В настоящее время актуализировалась угроза террористических актов.

    Участники Экспертного совета выделяют семь наиболее проблемных морских участков для транспортировки нефти и нефтепродуктов: Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, Датские проливы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Малаккский пролив, Ормузский пролив. Эксперты подчеркивают, что любой перебой в поставках может привести к нестабильности на рынке углеводородов и существенным материальным потерям для компаний и национальных экономик.

    Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - самые загруженные в мире. При этом они остаются одним из основных маршрутов для экспорта нефти и нефтепродуктов из России и Каспийского региона. Существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение загруженности проливов. По данным IHS Energy, общий объем транспортировки нефти (сырой нефти и нефтепродуктов) через Босфор в 2014 году оценивается в 124,4 млн тонн (2,49 млн баррелей) в день. Участники Экспертного совета констатировали вероятное значительное влияние запуска второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума, которое запланировано в ближайшем будущем, как на рост грузооборота как крупнейшего российского порта Новороссийска, так и на увеличение объемов транспортировки нефти через Черноморские проливы. Ожидается, что расширение КТК привлечет в Новороссийск дополнительные 30 млн тонн нефти в год.

    Экспертный совет отмечает особую значимость вопросов, связанных с обеспечением безопасности транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. В силу природных особенностей, экологических ограничений и экономических интересов использование этого транспортного маршрута вызывает ряд противоречий. Прежде всего существующие природные условия осложняют транзит через Босфор. Длина пролива составляет 33,4 км, средняя ширина – 2 км, самое узкое место – 700 м, наименьшая глубина на фарватере – 20 м. Этот маршрут считается одним из самых сложных для прохода крупных судов: он изобилует излучинами, отмелями, подводными скалами и опасными течениями. В осенне-зимний период могут происходить резкие перепады температуры. Кроме того, существуют повороты, превышающие 45º, и каждое судно вынуждено около двенадцати раз менять курс.

    Специалисты полагают, что риски экологических катастроф в акватории Черноморских проливов определяются не столько объемами грузооборота, сколько интенсивностью судоходства и дедвейтом отдельно взятого танкера. Главная проблема, таким образом, заключается не в увеличении объема перевозок, а именно в уменьшении тоннажа танкеров, следующих через пролив, и, как следствие, в увеличении их количества. В случае снижения количества судопроходов через пролив можно получить уменьшение этих рисков даже в большей степени, нежели даст фактическое снижение объемов транспортируемой нефти. Кроме того, серьезную опасность представляет поперечное судоходство, которое совершается преимущественно судами турецкой стороны. Именно неурегулированное поперечное движение часто становится причиной аварий в проливе.

    В современных условиях исключительную актуальность приобрели вопросы правового режима международных проливов. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства, однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам. Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.Так, проход через Черноморские проливы регулируется Конвенцией Монтре 1936 года.

    Однако Турция, невзирая на положения международного договора, в одностороннем порядке, без согласования с международными организациями и странами региона, систематически ужесточает правила прохода судов через проливы. Одновременно отмечаются попытки вывести проливы из-под международной юрисдикции.

    Участники заседания Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» пришли к следующим выводам: во-первых, существует несколько сценариев разной степени оптимистичности по поводу масштабов транспортировки нефти через Черноморские проливы. На процесс сценарного прогнозирования может оказать очевидное влияниереализация второй очереди КТК. Во-вторых, несмотря на разнообразие рисков транспортировки нефти и нефтепродуктов через международные проливы и каналы, в сегодняшней ситуацииони не в состоянии повлиять на общую структуру транзита и существенно уменьшить его масштабы. В-третьих, при диверсифицированном правовом режиме международных проливов и каналов и в условияхразличных интересов стран, которые участвуют в мировой торговле и производстве нефти и нефтепродуктов,очевидны иобщие интересы ответственных игроков. Эти интересы обусловлены необходимостью исполнения существующих договоров и обеспечения безопасности транспортировки.


1 мая 2024

13:24 Международная группа P&I заявила о массовом уходе флота из-под юрисдикции G7 из-за антироссийских санкций
12:58 Индия одобрила четыре российские компании для оказания услуг по морскому страхованию
12:47 Группа компаний «Р-Флот» подготовила к спуску суда проекта МПКС
09:25 Терминалы порта Архангельск готовы обеспечить перевалку удобрений в объеме свыше 1 млн тонн в год
09:12 В Омской области с 1 мая стартуют пассажирские перевозки водным транспортом по двум маршрутам
08:58 Ремонт парома «Сахалин-10» завершился раньше планового срока
08:41 Круизные лайнеры в навигацию 2024 года выполнят 193 судозахода в Тверскую область
08:00 Импорт сырой нефти КНР в I квартале 2024 года вырос на 0,7%
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с Днем рождения проректора ГУМРФ имени Макарова Татьяну Пантину!

30 апреля 2024

14:47 Третий китайский авианосец вышел на ходовые испытания
13:55 Китай увеличил импорт угля в январе-марте 2024 года на 14%
13:06 Совокупный грузооборот портов Китая за январь-март 2024 года увеличился на 8,1%
12:30 США сбили беспилотник в Красном море
00:09 Торговое судно подверглось обстрелу у берегов Йемена

29 апреля 2024

11:08 У берегов Парамушира (Сахалинская область) в 2024 году поднимут 14 затонувших судов
10:41 В Подмосковье с 1 мая начнут работу три речных маршрута
10:29 Водность на Волго-Балте в навигацию 2024 года ожидается выше средних многолетних значений
08:00 Правительство установило квоты на вывоз минеральных удобрений в июне – ноябре 2024 года

28 апреля 2024

17:20 Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь
12:33 В Большом порту Санкт-Петербург в навигацию-2024 возобновят работу пятой якорной стоянки
12:18 При строительстве порта «Лавна» (Мурманская область) пропал рабочий
09:45 МегаФон разработал интеллектуальную систему для управления транспортными потоками
08:30 В Санкт-Петербурге в 10 раз состоится Фестиваль ледоколов
08:00 В реку Нарва выпустили 1 тысячу мальков атлантического лосося

27 апреля 2024

18:00 РС освидетельствовал Центр подготовки и аттестации плавсостава Севастопольского университета
17:42 «Астра Марин» открыла в Санкт-Петербурге 12 водных прогулочных маршрутов
17:28 Апелляция рассмотрит 27 июня жалобу Балтзавода на отказ во взыскании с Wartsila 7,6 млн евро
17:06 Центр оценки качества зерна в порту Новороссийск за январь-апрель 2024 года обработал 422 сухогруза
16:44 Ледокол «Новороссийск» за ледовую навигацию 2023-2024 годов осуществил проводку 87 судов
16:19 ГТЛК приняла еще два электросудна для работы на Москве-реке
16:03 Требование об обязательной продаже валютной выручки по экспортным контрактам продлено на 1 год
15:42 В Москве стартовали пассажирские перевозки по речному маршруту до Химок
15:19 Бывший руководитель Восточной верфи задержан по подозрению в мошенничестве и растрате
15:01 Регулярный водный маршрут Речной вокзал — причал Эрмитаж возобновил работу в Санкт-Петербурге
14:44 «Флот РТ» открыл пассажирскую навигацию 2024 года выходом первого судна на маршрут Казань — Печищи
14:27 Для дипломных отделов служб капитанов портов впервые проведены курсы повышения квалификации
14:06 На Енисее открылась навигация 2024 года
13:45 «Донречфлот» в навигацию-2024 планирует перевезти 2,3-2,4 млн тонн грузов
13:28 В пункте пропуска Охотск 30 апреля возобновится движение судов и грузов через госграницу
13:09 FESCO и GeoTour Logistics Hunchun будут развивать контейнерные перевозки на МТК «Приморье-2»
12:51 Порт Козьмино провел учения по тушению пожара на нефтебазе
12:32 Летняя речная навигация 2024 года открыта в Санкт-Петербурге
12:13 На программу «Фабрика проектного финансирования» в 2024 году дополнительно направят 34 млрд рублей
12:00 Промышленный порт Череповецкого меткомбината открыл навигацию 2024 года
11:38 Порт «Суходол» (Приморье) планирует увеличить количество работников на 7,5 тыс. человек
11:16 Чистая прибыль Владморрыбпорта в первом квартале 2024 года упала в 5,7 раза — до 12 млн рублей
10:59 Движение скоростных судов «Валдай» по маршруту Ростов-на-Дону — Азов возобновляется с 27 апреля
10:37 Первое в навигацию 2024 года СПК «Метеор» отправилось из Петербурга в Петергоф
10:18 Ледокол «Виктор Черномырдин» на Севморпути взял под проводку танкер в направлении «Бухты Север»
09:55 ЛОРП завершило все ледокольно-выморозочные работы и подводную часть ремонта судов
09:13 ООО «Восток Ойл» создаст искусственный земельный участок для расширения территории порта Диксон (Таймыр)
08:47 В Кронштадте может появиться городской причал и специализированная стоянка для хранения судов
08:24 АО «Порт Коломна» (Московская область) завершило модернизацию теплохода «Невский-18»
08:00 Грузооборот ООО «Батумский морской порт» в январе-марте 2024 года вырос на 4% — до 435 тыс. тонн
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения генерального директора судоходной компании «Волготранс» Родиона Светличнова!

26 апреля 2024

19:00 Подъездной путь к Мариупольскому морскому торговому порту открыт после капитального ремонта
18:25 Компания Van Oord провела церемонию имянаречения двух новых земснарядов и автономного судна
17:59 Пассажироперевозки между Санкт-Петербургом и Кронштадтом могут вырасти в 2024 году на 30%
17:32 В порту Новороссийск изменятся пределы пункта пропуска через госграницу
17:16 Ледокольная проводка судов в портах Витино и Кандалакша (Мурманская область) отменяется с 1 мая
16:58 Яхтенную марину на 200 судов построят в Южном порту Москвы
16:35 В Кострому ожидается не менее 550 заходов пассажирских теплоходов в навигацию 2024 года
16:06 Круизная навигация в Самаре откроется 27 апреля
15:40 Новый плавучий док проекта 02122 «Сухона» заложен на Севмаше
15:19 В Амурском бассейне внутренних водных путей стартовала навигация 2024 года
15:01 В ЕС намерены обеспечить производство альтернативного судового топлива на уровне 40%
14:42 Паром «Балтийск» вошел в акваторию Кронштадтского морского завода для докового ремонта
14:25 Флот Астраханского филиала Росморпорта пополнился двумя судами
14:07 РЖД открыли движение по второму пути на перегоне Дюанка — Токи в направлении тихоокеанских портов
13:39 Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 16% годовых