• 16 сентября 2013 08:16

    В Балтийском море зафиксированы мутации из-за воздействия затопленных химических боеприпасов

    В Балтийском море зафиксированы мутации рыб из-за воздействия химических веществ, содержащихся в боеприпасах, оказавшихся на дне моря в ходе Второй мировой войны. Об этом говорится в сообщении Польского культурного центра в Калининграде.

    «В 50 тысячах бомб и снарядов, попавших в Балтику после II Мировой войны, находится около 15 тысяч тонн химических субстанций. Часть снарядов подверглась коррозии, а в самой Готландской Глубине море загрязняет уже 8 тысяч объектов», - установили европейские исследователи. «Рыбы, плавающие в местах расположения затонувшего оружия, имеют больше болезней, чем те, что живут в других регионах моря. У них также наблюдаются генетические дефекты», - говорит доктор Яцек Белдовский.

    Классификацией и мониторингом мест сосредоточения химического оружия в Балтийском море, как официальных, так и неофициальных, занялась международная группа ученых, в рамках проекта CHEMSEA – софинансированного фондом межрегионального сотрудничества Евросоюза. После II Мировой войны неиспользованные немецкие арсеналы химического оружия было решено затопить. В 1947 году сброс в морские воды осуществили британцы и россияне. Больше всего снарядов было затоплено в Готландской и Борнхольмской Глубине.

    Помимо официальных залежей химикатов в Балтике есть также такие, о которых до сих пор немного было известно. «На маршрутах конвоев, которые топили химическое оружие, находятся также неофициальные точки затопления. Говорят, что когда россияне узнали, что перевозимые ими грузы опасны, то выбрасывали их за борт, как только суша исчезала из виду», - сказал доктор Яцек Белдовский из Института океанологии польской академии наук, координирующий работу ученых.

    Он добавил, что часть затопленных в море снарядов уже коррозировала, а часть все еще находится в процессе. «Наши исследования показали, что в самой Готландской Глубине у нас находится около 8 тысяч бомб и снарядов, которые загрязняют окружающую среду. Мы подтвердили, что вокруг этих объектов происходит заражение морского дна. До сих пор это было скорее предположением», - пояснил он.

    Ученые определили, что самые большие залежи оружия в Готландской Глубине, это не «горы бомб», а снаряды, разбросанные по площади размерами почти 1500 кв . м. Удалось также подтвердить наличие залежей в польской части вод Балтики на Гданьской Глубине и на, так называемой, Слупской Рынне.

    80% залегающих в Балтике химикалий составляет иприт, то есть горчичный газ. К счастью, в температуре вод Балтики этот газ замерзает, и заражение достигает лишь нескольких метров в окрестностях склада. Остальную часть химикалий составляют соединения, основанные на мышьяке, а в нескольких местах также смертельный газ – табун.

    «В рамках проекта мы исследуем влияние химикатов на рыб, плавающих в местах залежей. Они имеют больше болезней, нежели те, что водятся в других регионах Балтики. Наблюдаются у них также генетические нарушения», - пояснял собеседник. По его словам, ловля рыб в этих местах не рекомендуется, но запрещена лишь ловля рыб со дна. Для человека самая большая угроза со стороны химических залежей следует именно из употребления больной рыбы. Исследователь отметил, что с загрязненной морской водой у нас нет непосредственного контакта, ну если только не существует никаких плоских залежей химикатов, о которых мы ничего не знаем.

    «Рыбаки годами вылавливали химическое оружие в дольно странных местах. Часть оружия затапливалась в ящиках, которые дрейфовали и еще в 50-х годах 20 века выбрасывались на берег. Самый известный случай произошел в Дарлувке, когда выброшенной на берег бочкой с ипритом игрались дети из лагеря. В результате более сотни получили ожоги, а четверо потеряли зрение», - напомнил доктор Белдовский.

    В рамках проекта CHEMSEA ученые намереваются актуализировать правила для морских учреждений и рыбаков, которые указали бы, как поступать в регионах залежей и что делать в случае вытекания ядовитых субстанций. Ученые создают также модели, которые в случае масштабного выхода химикатов позволят оценить, сколько веществ вышло и в какую сторону они перемещаются.

    «Есть, безусловно, идеи уничтожать эти склады. Однако, по причине того, что морское дно в некоторых местах заражено, снаряды необходимо было бы убирать очень осторожно, чтобы не поднять осадок и не распространить его на большую площадь. Поэтому каждый случай нужно оценить отдельно. Нужно определить, следует ли убирать данное оружие, а также - принесет ли это больше вреда или пользы», - отмечает собеседник. Ученые обратились в Евросоюз с просьбой выделить грант на оценку риска и возможности устранения залежей.

    Начатый в 2011 году проект CHEMSEA объединяет 11 институтов из Польши, Германии, Швеции, Финляндии и Литвы. Его бюджет – около 4,8 млн. евро. Это один из немногих проектов такого размаха, координируемых поляками. Из Польши, кроме Института океанологии PAN, в нем принимают участие Академия ВМФ и Военная техническая академия.




5 мая 2024

10:24 В Балтийске возобновились работы по разминированию затонувшей баржи
09:42 Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона» собрал более 200 участников
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения директора Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергея Смирнова!

4 мая 2024

15:30 Навигация маломерных судов в Приморском крае начнется 5-6 мая
13:28 Иран освободил экипаж задержанного ранее в Ормузском проливе судна MSC Aries
13:03 Китайские корабли повредили филиппинские в Южно-Китайском море с помощью водометов
12:32 Шедший в Россию танкер потерял ход в проливе Дарданеллы (Турция)
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения члена совета Росморречбункера Александра Соболева!

3 мая 2024

19:00 Аварийно-спасательное подразделение ОТЭКО в порту Тамань расширило парк спецтехники
18:51 Одна из российских «дочек» Maersk снова запустила процесс ликвидации
18:46 Врио генерального директора завода «Красное Сормово» избран Борис Петров
18:36 Эстония готовится к потенциальной блокаде Балтийского моря
18:27 DNV: Рост заказов на строительство судов на альтернативном топливе в январе-апреле 2024 года составил 48%
18:04 В иранском МИДе заявили об освобождении членов экипажа захваченного судна MSC Aries
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 22 апреля-3 мая
17:32 КМЗ разработал спуско-подъемное устройство для скоростных катеров
17:13 Юридический комитет ИМО подготовил детальный план работы по вопросам автономного судоходства
16:56 Северный ЭО АСР планирует капитальный ремонт спасательного буксира «Микула»
16:34 Четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский» впервые зашел в Уфу
16:17 Россия и Азербайджан утвердили план создания нормативной базы для развития инфраструктуры МТК «Север – Юг»
15:58 Нижегородское ООО «СССР» отгрузило траловый комплекс для малого рыболовного сейнера проекта 04130
15:36 Период ледокольной проводки судов в порту Архангельск закончится 4 мая
15:15 Новый плавучий пирс ПМ-61м1 для Тихоокеанского флота доставят на Камчатку из Приморья
14:54 Порты Маврикия, Мадагаскара и Намибии получили импульс к развитию из-за кризиса в Красном море
14:33 В Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту планируется внести ряд изменений
14:16 Пожар произошел на причале Владивостокского филиала ЧЭМК в бухте Диомид
13:57 Новый рейдовый разъездной катер доставлен на Камчатку морским транспортом КИЛ-168
13:38 Пермская судоверфь спустила на воду несамоходный гидроперегружатель проекта Р166 после ремонта
13:21 Общее ходовое время работы буксира «Ирбис» за 2023 год составило более 3 тыс. часов
12:59 Объем уложенного бетона при строительстве Багаевского гидроузла к маю 2024 год достиг 127 тыс. куб. м
12:42 Предприятие ОСК разработало зонд для диагностики изделий судового машиностроения
12:23 Грузооборот портов Астраханской области в первом квартале 2024 года вырос на 78%
12:06 Погрузка на СКЖД в январе-апреле 2024 года сократилась на 9% — до 17,4 млн тонн
11:47 СМИ: Структура Росатома может получить контроль над КМТП
11:30 Строительство производственного корпуса верфи в порту Корсаков (Сахалин) может начаться в августе 2024 года
11:09 Группа компаний «СММ» произвела модернизацию крана-перегружателя типа STS производства Liebherr
10:48 Грузооборот группы НМТП за 2023 год увеличился на 6% — до 132,3 млн тонн
10:31 Пассажирское сообщение речным транспортом стартовало между Благовещенском (Амурская область) и Хэйхэ (КНР)
10:13 Погрузка на ДВЖД в январе-апреле 2024 года увеличилась на 1% — до 24,8 млн тонн
09:54 «Р-Флот» поставит 6 комплектов рамоподъемных устройств для самоходных земснарядов проекта 93.159А
09:28 Объем рыбного экспорта из Приморья в Китай в январе-апреле 2024 года снизился на 4,7%
09:05 Открыто движение по второму пути на очередном участке железнодорожной линии к порту Ванино
08:43 На линии Усть-Луга — Балтийск железнодорожные паромы перевезли 96,5 тыс. тонн грузов в апреле 2024 года
08:22 MABUX: Спрос на СПГ в Европе достигнет своего пика в 2024 году
08:00 Морские порты России в первом квартале 2024 года: инфографика и аналитика

2 мая 2024

19:00 Чистая прибыль Архангельской РЭБ флота в 2023 году снизилась на 16,8%
18:34 Минобороны не смогло взыскать 840 млн рублей с ПСЗ «Янтарь» из-за затянувшегося ремонта СКР «Неустрашимый»
18:16 Весь флот группы «Илим» к навигации 2024 года будет спущен на воду до 25 мая
17:58 Российский арбитраж запретил немецкой Linde вести судебные споры с «РусХимАльянсом» за рубежом
17:39 Терминал минудобрений НТК в Усть-Луге получил заключение о соответствии построенных железнодорожных путей
17:17 Грузоперевозки через Амур в пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ (КНР) планируется возобновить с 7 мая
17:02 ESPO: Европейским портам необходимо за 10 лет инвестировать в инфраструктуру и энергопереход 80 млрд евро
16:43 Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований на водном транспорте планируется дополнить
16:22 Дрейфующая полярная станция на ЛСП «Северный полюс» завершила работу
16:06 Выручка Maersk за январь-март 2024 года снизилась до $12,4 млрд
15:45 Три рыболовных судна для калининградской ГК «Марфиш» будут построены в ближайшие 5 лет
15:22 Росморпорт ищет исполнителя работ по устройству разгрузочного канала на ВКМСК в мае-ноябре 2024 года
15:03 Владелец судна Hai Jin Jiang оплатил штраф за разлив нефтепродуктов в порту Новороссийск
14:44 США планируют создать военно-морское объединение для противодействия Китаю в АТР
14:26 Верфь «Эмпериум» (Ленобласть) заложила три электросудна Ecobus по новому контракту с ГТЛК
14:08 Аналитики: Нормализация ситуации в Красном море может привести к обрушению рынка контейнерных перевозок
13:47 Второй спутник «Арктика-М» с бортовым комплексом управления от «Росатома» принят в эксплуатацию
13:29 Правительство РФ дало строящемуся рыболовному флоту отсрочку на 2 года по уровню локализации
13:11 Грузоперевозки FESCO на линии между Новороссийском и Турцией за два года достигли 40 тыс. TEU
12:52 Первый «Агроэкспресс» отправлен из Челябинской области в Индию по восточной ветке МТК «Север ‒ Юг»
12:34 Швартовные испытания на головном судне проекта Looker 1100 «Белояр» проводятся под наблюдением РКО
12:13 Правительство РФ одобрило запуск третьего этапа модернизации Восточного полигона
11:56 Погрузка на сети РЖД за январь-апрель 2024 года снизилась на 3,2% — до 397,6 млн тонн
11:43 ГК «Дело» в апреле 2024 года экспортировала более 1 млн тонн зерна через новороссийский терминал КСК
11:21 По Волго-Донскому судоходному каналу в 2023 году было перевезено 4,9 млн тонн грузов