№3 (2021)   |   Морской транспорт. Судостроение

Эволюция буксиров

Заказчики повышают требования к буксирному флоту. Суда должны отвечать современным требованиям по функциональности, технико-­технологическим и экологическим характеристикам. Международная судостроительная группа Damen постоянно совершенствует свои проекты буксиров и создаетсуда нового поколения.

В международной судостроительной группе Damen Shipyards Group непрерывно работают над совершенствованием и обновлением проектов, чтобы отвечать новым требованиям к флоту. Эта работа ведется по всем направлениям, в том числе и в подразделении, которое проектирует и строит современные буксиры.

Тягач на электрическом ходу

Сокращение и минимизация негативного воздействия на природу — ключевой тренд мировой экономики. Это стимулирует власти и бизнес к поиску и внедрению экологичных технических решений.

Портовая администрация «Порты Окленда» (Новая Зеландия), принимая решение об обновлении буксирного флота, сделала выбор в пользу электрической версии судна, что объясняется планами администрации добиться нулевых выбросов в акватории порта к 2040 году. В июле 2019 года был заключен контракт на строительство портового буксира с полностью электрической силовой установкой с компанией Damen, которая работала над созданием электрической силовой установки для буксиров разных типов и размеров. При выполнении заказа администрации новозеландского порта было решено построить судно по новаторскому проекту Damen — проекту буксиров с реверсивным кормовым приводом — серии RSD 2513. Проект судна RSD 2513 отличают высокие ходовые характеристики при движении носом или кормой и мощность: тяговое усилие буксира составляет 70 тонн.

В декабре 2020 года состоялась церемония спуска на воду первого в мире полностью электрического буксира проекта RSD-E 2513. При выполнении швартовки электробуксир линейки RSD-E 2513 способен выполнить как минимум две полные операции, работая только от батареи. После этого судну потребуется всего два часа для полной подзарядки аккумуляторов.

Модификация имевшейся платформы — буксира RSD Tug 2513 в полностью электрическую модель является продолжением работы инженеров Damen в направлении повышения экологичности строящегося флота. Изначально судно проекта RSD Tug 2513 было предназначено для постоянной работы на электричестве, однако решено было оснастить его для страховки дизельгенераторами как аварийными источниками питания. Сам по себе выход из строя аккумуляторной батареи весьма маловероятен, т.  к. система аккумуляторов спроектирована таким образом, что в случае выхода из строя одной из батарей другие продолжат работать.

Преодолевая лед

Группа Damen также постоянно обновляет линейку буксиров ледового класса, которые способны выполнять различные задача в суровых климатических условиях. Одна из таких новинок — проект ASD 3413 ICE Arc6 усиленного ледового класса, в котором были сконцентрированы лучшие решения, присущие буксирам линейки ASD 3010 ICE и ASD Tug 2609 ICE. При создании этих судов Damen применяет проверенные технологии в рамках принятой стратегии стандартизированного судостроения, что позволяет ей поставлять каждое новое судно без ­каких-либо отклонений.

Судно проекта ASD 3413 ICE Arc6 имеет большое количество функций, обеспечивающих его надежную эксплуатацию в суровых климатических условиях. Например, лебедка, созданная в подразделении Damen Marine Components, разработана для работы при экстремально низких температурах и хорошо защищена от воздействия дождя, снега и льда. Помещение для лебедки отапливается и хорошо освещается, чтобы обеспечить лучшую видимость при работе в ночное время и при снегопаде.

Кроме того, судно имеет износостойкое покрытие, рассчитанное на низкие температуры до –50 °C. Это позволяет уменьшить трение и снизить сцепление со льдом, что способствует снижению эксплуатационных расходов и повышению эффективности. Корпус судна имеет усиление для работы во льдах толщиной 1,1 м. При его изготовлении используются листы высокопрочной надежной стали. Ледовые характеристики ASD Tug 3413 ICE Arc6 были тщательно протестированы в ледовом опытовом бассейне Aker Arctic в Финляндии. Судно построено в соответствии с нотациями класса Российского морского регистра судоходства (РС) ICE CLASS Arc6 Escort Tug и финско-­шведского ледового класса Bureau Veritas ICE CLASS 1A SUPER Escort Tug, включая GMDSS A3 / Polar Code.

Запрос на маневренность

Еще одна новинка в портфеле Damen: азимутальный буксир серии ASD 2312. Он является продолжением проекта ASD 2411 и обладает многими качествами своего предшественника, но с улучшенными характеристиками устойчивости.

Буксир нового поколения отличается высокой маневренностью благодаря запатентованному решению двух скегов (Twin Skeg) и двум азимутальным двигателям. Рулевая рубка дает широкий обзор через окна из ударопрочного стекла, которое защитит оператора в случае обрыва буксирного троса. Свободная палуба не мешает перемещению персонала.

Как и у проекта ASD Tug 3413 ICE Arc6, буксир ASD Tug 2312 оснащен закрытой лебедкой производства DMC для защиты от любых погодных условий, что облегчает ее техническое обслуживание. Все три этих судна обладают рядом характеристик, обеспечивающих повышенный уровень безопасности, устойчивости, эффективности и надежности.

На безопасности эксплуатации и остойчивости сказывается увеличенная ширина судна и сглаженные обводы корпуса. Буксир идеально подходит для работы с контейнеровозом.

На сокращении потребления топлива и выбросов сказывается особая конструкция корпуса и днища. Компания Damen также разработала модульную бортовую систему очистки окислов азота для соответствия требованиям стандартов IMO Tier‑3. Также заказчик может включить в проект технологию дистанционного управления для обеспечения безопасности, устойчивости, эффективности и надежности в ходе рейса. На этих буксирах можно установить признанную в отрасли цифровую интеллектуальную платформу Damen Triton, которая собирает с датчиков, расположенных на судне, необходимую информацию для удаленного контроля, профилактического обслуживания узлов и механизмов и топливной экономичности.

Форма корпуса, двойные скеги в форме плавника, эффективная силовая установка, неприхотливость с точки зрения необходимого технического обслуживания — все это отличает буксирные суда Damen нового поколения, которые позволят судовладельцу не тратить лишние деньги в течение всего срока службы судна.

Татьяна Вильде




Партнеры номера