Наука на плаву

Флот на службе Антарктики

Фото с сайта raexp.ru / Судно «Академик Федоров»

Работа 67-й РАЭ была бы невозможна без флота ААНИИ. Так 1 ноября 2021 года в рейс вышло научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» с 1930 тоннами грузов для антарктических станций и баз. Оно должно было зайти на станции Прогресс и Мирный, но из-за сложных ледовых условий остановилось на дистанции вертолетного подлета для доставки персонала и остро необходимых грузов. Основные разгрузки на этих станциях провели в конце января–начале февраля 2022 года. Это позволило провести в плановые сроки комплекс сезонных исследований в районе Оазиса Бангера, морские работы в морях Моусона и Дейвиса, а также выполнить уникальную операцию по выгрузке тяжеловесной техники через припайный лед с подъемом ее на ледовый барьер в районе мыса Мабус на станции Мирный. С борта судна выгружены крановая установка на гусеничном ходу весом более 30 тонн и бульдозер типа Б-10М. Для этого в течение всей зимовки 66-й РАЭ сооружали снежный спуск с ледникового барьера, высотой 20 м, на припайный лед. Судну необходимо было пробить лед для выхода в точку начала подготовленного спуска.

В итоге, рассказывают в ААНИИ, остатки металлического каркаса «дома радио» демонтированы и погружены на судно – всего 43 тонны, а также подготовлено основание и установлены 24 модуля нового здания, проведены пусконаладочные работы и подключено электроснабжение. Кроме этого, начаты работы по ремонту и утеплению здания кают-компании.

По завершении первого этапа рейса «Академик Федоров» вывез из Антарктики в порт Кейптаун 180 человек: строителей со станции Восток, специалистов сезонного состава экспедиции, завершивших работы на станциях Прогресс, Мирный, в Оазисе Бангера, и зимовочный состав 66-й РАЭ со станции Восток. Затем судно вернулось в Антарктику для завершения работ на станциях Прогресс, Мирный, сезонной базе Молодежная, а также материально-технического обеспечения и смены зимовочного состава на станции Новолазаревская.
Второе судно института – «Академик Трешников» – вышло в рейс 1 декабря 2021 года. На борту находилось 34 участника 67-й РАЭ и 294 тонны грузов. Оно отправилось к сезонной полевой базе Молодежная и базе Белорусской антарктической экспедиции (БАЭ) Гора Вечерняя. Из-за сложной ледовой обстановки, традиционной для этого периода, судно не смогло подойти к берегу ближе, чем на 25 км. Отсюда выполнены вертолетные полеты по организации сезонных исследований и работ как для РАЭ, так и для Белорусской антарктической экспедиции (БАЭ). Затем судно провело плановые исследования в районе станции Беллинсгаузен. 
Важнейшей частью рейса стал подход в район сезонной полевой базы Русская — в этом году «Академик Трешников» смог подойти к ней максимально близко. Все научные и прикладные работы выполнили за неделю. Затем судно отправилось обратно, сначала к станции Беллинсгаузен, чтобы завершить сезонные исследования, затем провести морские работы в проливах Брансфилд и Дрейка, после чего направится в порт Кейптаун, а затем и в Петербург.
Фото с сайта rusgeology.ru
Также в 67-й экспедиции участвовало научно-исследовательское судно «Профессор Логачев» АО « Росгиология». Оно выполняло морские геолого-геофизические исследования в северо-западной части моря Уэдделла. На пути в Антарктику судно доставляло грузы и персонал польской антарктической станции имени Генриха Арцтовского на острове Кинг-Джордж. 
Кроме этого, в экспедиции участвовало научно-исследовательское судно Российской академии наук «Академик Мстислав Келдыш». Оно занималось комплексными исследованиями морской экосистемы в Атлантическом секторе Антарктики, море Скоша и проливе Дрейка. Рейс научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» начался в порту, откуда оно отправилось в юго-западную часть моря Скоша, пролив Брансфилд, северо-западную часть моря Уэдделла и район Южных Оркнейских островов, а затем обратно. В рамках рейса было выполнено 40 комплексных океанологических станций и более 60 океанологических станций с сокращенной программой. 20 февраля судно начало выход из Антарктики через район Фолклендских островов и далее проследовало в порт приписки – Калининград. Попутно судно выполнило океанологический разрез из 16 станций поперек Фолклендского-Мальвинского течения.
В целом, подводит итоги Александр Макаров, специалисты 67-й РАЭ обеспечили возможность начала строительства нового зимовочного комплекса на станции Восток уже в следующем сезоне. «Это самый важный общий результат всей экспедиции», — заключает он.
Архив ААНИИ / Карта российских станций

По завершении первого этапа рейса «Академик Федоров» вывез из Антарктики в порт Кейптаун 180 человек: строителей со станции Восток, специалистов сезонного состава экспедиции, завершивших работы на станциях Прогресс, Мирный, в Оазисе Бангера, и зимовочный состав 66-й РАЭ со станции Восток. Затем судно вернулось в Антарктику для завершения работ на станциях Прогресс, Мирный, сезонной базе Молодежная, а также материально-технического обеспечения и смены зимовочного состава на станции Новолазаревская.

Второе судно института – «Академик Трешников» – вышло в рейс 1 декабря 2021 года. На борту находилось 34 участника 67-й РАЭ и 294 тонны грузов. Оно отправилось к сезонной полевой базе Молодежная и базе Белорусской антарктической экспедиции (БАЭ) Гора Вечерняя. Из-за сложной ледовой обстановки, традиционной для этого периода, судно не смогло подойти к берегу ближе, чем на 25 км. Отсюда выполнены вертолетные полеты по организации сезонных исследований и работ как для РАЭ, так и для Белорусской антарктической экспедиции (БАЭ). Затем судно провело плановые исследования в районе станции Беллинсгаузен. 

Важнейшей частью рейса стал подход в район сезонной полевой базы Русская — в этом году «Академик Трешников» смог подойти к ней максимально близко. Все научные и прикладные работы выполнили за неделю. Затем судно отправилось обратно, сначала к станции Беллинсгаузен, чтобы завершить сезонные исследования, затем провести морские работы в проливах Брансфилд и Дрейка, после чего направится в порт Кейптаун, а затем и в Петербург.

Фото с сайта rusgeology.ru / Судно «Профессор Логачев»

Также в 67-й экспедиции участвовало научно-исследовательское судно «Профессор Логачев» АО « Росгиология». Оно выполняло морские геолого-геофизические исследования в северо-западной части моря Уэдделла. На пути в Антарктику судно доставляло грузы и персонал польской антарктической станции имени Генриха Арцтовского на острове Кинг-Джордж. 

Кроме этого, в экспедиции участвовало научно-исследовательское судно Российской академии наук «Академик Мстислав Келдыш». Оно занималось комплексными исследованиями морской экосистемы в Атлантическом секторе Антарктики, море Скоша и проливе Дрейка. Рейс научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» начался в порту, откуда оно отправилось в юго-западную часть моря Скоша, пролив Брансфилд, северо-западную часть моря Уэдделла и район Южных Оркнейских островов, а затем обратно. В рамках рейса было выполнено 40 комплексных океанологических станций и более 60 океанологических станций с сокращенной программой. 20 февраля судно начало выход из Антарктики через район Фолклендских островов и далее проследовало в порт приписки – Калининград. Попутно судно выполнило океанологический разрез из 16 станций поперек Фолклендского-Мальвинского течения.

В целом, подводит итоги Александр Макаров, специалисты 67-й РАЭ обеспечили возможность начала строительства нового зимовочного комплекса на станции Восток уже в следующем сезоне. «Это самый важный общий результат всей экспедиции», — заключает он.