Как победить угольную пыль

Работать в открытую

Об опыте внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в специализированных портах с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» рассказала ИАА «ПортНьюс» первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.  

- Применима ли в России система закрытого хранения угля? Не создаст ли закрытая перевалка угля дополнительных угроз?

- Перевалка  угля  в России сейчас осуществляется в основном через терминалы, которые были построены еще в советское время.  Есть несколько новых проектов: «Ростерминалуголь» в Усть-Луге, модернизированный «Восточный Порт» и еще несколько портов на Дальнем Востоке. Именно они обрабатывают основной объем российского угля.  Но  при этом существует большое количество универсальных терминалов, которые были переоборудованы под прием этих грузов. И это проблема. Сложности в работе таких комплексов возникают и с оборотом вагонов, и с технологиями по обработке груза.  Как правило, эти терминалы построены достаточно давно - 30-50 лет назад, и, конечно, они влияют на экологическую обстановку. Вписать в действующий порт природоохранные мероприятия - такие как очистка воды, оснащение терминала установками   снегогенератора  и пылеподавления достаточно проблематично.

В вопросах экологии «Восточный Порт»  занимает лидирующие позиции, поскольку применяет наилучшие доступные технологии по  обработке такого непростого груза, как уголь.  Оба управляемые нами порта оборудованы крытыми вагоноопрокидывателями, мощнейшими системами пылеподавления «сухой туман»,  системами водного орошения складов для предотвращения пыления и, конечно, очистки промышленной и сточной воды.

Мы считаем, что  данные мероприятия, безусловно, окупаются, потому что забота о состоянии окружающей среды – это, прежде всего, показатель высокой репутации порта перед международными партнерами.  Аналогичные требования к стивидорам выдвигают наши японские, китайские, корейские  коллеги. В свою очередь, хорошая репутация порта помогает наращивать объемы экспорта, увеличивать товарооборот со странами АТР и тем самым обеспечивать экспортный потенциал России.

- Проблема угольной пыли актуальна для специализированных терминалов?

- Это проблема практически не затрагивает угольные специализированные терминалы, поскольку они удалены от населенных пунктов. «Ростерминалуголь» и «Восточный Порт» изначально были спроектированы с соблюдением всех природоохранных мер, предусматривающих защиту воздуха и воды.
 
- Какие технические решения позволяют минимизировать экологическое воздействие терминалов? Насколько они безопасны?

- На данный момент рассматриваются две глобальные стратегии: открытого и закрытого терминала. Закрытый объект подвержен риску возникновения пожаров, ведь уголь это топливо, оно может загореться.  Поэтому мы выбрали вариант открытого терминала.

Мировой опыт и реализованные технологии в «Ростерминалугле» и «Восточном Порту» однозначно подтверждают правильность выбора такой модели. Закрытой является только зона вагоноопрокидывателя, которая оборудована системой пылеподавления и, соответственно, очистки воздуха.

Технологий, которые позволяют обеспечить защиту  экологии местности, где располагается порт, достаточно. Все они доступны и пригодны для установки при должном подходе собственника порта.

- Целесообразен ли полностью закрытый способ перевалки угля? Какова мировая практика?

- Полностью закрытый способ перевалки угля считается нецелесообразным. В случае принятия такого решения придется закрыть все действующие мощности в РФ. Мировая практика  показывает, что развитые страны используют специализированную открытую перевалку при соблюдении природоохранных технологий и мероприятий. Так работают крупнейшие порты Китая, Японии, Европы.  Уголь − органическое топливо, вопросы экологической безопасности можно решить  с помощью современных технологий перевалки.

Заочный круглый стол организован ИАА «ПортНьюс» в партнерстве с угольным портовым холдингом ООО «Управляющая портовая компания» (является единым исполнительным органом специализированных портов с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь»). С полной версией заочного круглого стола, подготовленной в видеоформате, можно ознакомиться на сайте «ПортНьюс» >>>>.

Подготовила Татьяна Вильде