Судовладельцы голосуют за лизинг

Мнения судостроителей

Фото предоставлено ГТЛК

Запуск лизинговых программ в судостроении позволил российским верфям вернуться к серийному производству гражданских судов различного назначения.

В современной истории России лизинг является относительно молодым механизмом финансирования судостроения. В федеральном бюджете соответствующие целевые статьи расходов появились с 2009 года. Для стимулирования строительства гражданских судов в России реализуется ряд мер господдержки в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы». Одним из таких механизмов поддержки являются субсидии на уплату процентов по кредитам на закупку судов и лизинговых платежей. По постановлению № 383 лизингополучатель может получать субсидию на возмещение собственных расходов в размере 2/3 расчетного индикатора, что позволяет владельцам судна снизить стоимость реализуемого проекта.

У судостроителей и заказчиков нового флота наибольшей популярностью и спросом стали пользоваться именно лизинговые программы, которые продемонстрировали свою эффективность. На российских верфях по программам лизинга построены около двух сотен судов различного назначения, десятки в настоящий момент строятся. Лизинг стал наиболее доступным механизмом финансирования судостроительных контрактов (см. аналитику ГТЛК >>>> )

Владимир Куликов

Привлекательность лизинговых схем подтверждают представители судостроительных предприятий. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» генеральный директор АО «Окская судоверфь» Владимир Куликов, за последние годы большинство судов гражданского назначения на предприятии были построены по лизинговой схеме. «С 2014 года мы успешно работаем с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). За эти годы мы построили в общей сложности 46 пароходов по заказу ГТЛК. Причем в основном это серии судов по разным проектам: RSD59 и RSD32M, RST27 и RST54 , ROB20 и 2 RDB20», - сказал Владимир Куликов.

«Между верфью и ГТЛК за годы совместной работы сложились нормальные, деловые взаимоотношения, никаких проволочек нет. Есть проект, оценка стоимости строительства, согласованные графики строительства и цена между верфью и ГТЛК, — охарактеризовал принципы работы с лизинговой компанией Владимир Куликов. — Мы не срываем сроки строительства, они соблюдают сроки финансирования. Мы стабильно получаем авансовые платежи по событиям: начало резки металла, закладка и т. д. Благодаря этому работа ведется четко и без проблем».


Владимир Прудыус

Как отметил генеральный директор ЗАО «Нефтефлот» Владимир Прудыус, для судостроителей, в отличие от судоходных компаний (лизингополучателей), которые и обсуждают параметры финансирования с лизинговой компанией, нет принципиальной разницы, на каких условиях финансируется судостроительный контракт. «Между тем очевидно, что применение механизма лизингового финансирования значительно оживило судостроение в стране, увеличило количество судостроительных контрактов, заказов на верфях страны. Работа с лизинговыми компаниями позволяет планомерно загружать судостроительные мощности и строить серии судов, — сказал Владимир Прудыус. — При этом хотелось бы, чтобы в заказах была не только серийность, но и количество судов максимально большим».

По его словам, компания «Нефтефлот» работает с ГТЛК с 2016 года. За этот период по заказам лизинговой компании было выполнено четыре судостроительных контракта. «Наш опыт взаимоотношений исключительно положительный. Заказы мы сдавали своевременно, наблюдение и приемка заказов велись на профессиональном уровне, финансирование строительства осуществлялось в соответствии с условиями контрактов. В настоящее время к нам на верфь обращаются судовладельцы с запросами на строительство серийных грузовых судов, мы надеемся, что ГТЛК сможет подобрать для таких обращений соответствующие условия финансирования, и мы получим несколько новых судостроительных контрактов», — отметил Владимир Прудыус.

По мнению генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаила Першина, учитывая высокую капиталоемкость и длительные сроки окупаемости, лизинг — наиболее удобный механизм финансирования строительства судов для судовладельцев как в России, так и в мировой практике. Его применение сформировало условия для размещения на отечественных верфях серийных заказов.


Михаил Першин

«В основном мы строим с ГТЛК. Верфь сотрудничает с лизинговой компанией с 2015 года, построены уже 34 судна. Это серийные суда по проекту RST27, RSD59. Эти заказы обеспечивают достаточно хорошую загрузку производственных мощностей», — рассказал Михаил Першин.

Напомним, что завод «Красное Сормово» в июне 2021 года выиграл конкурс на строительство 11 сухогрузных теплоходов проекта RSD59, которые будут переданы ГТЛК в 2022 году. На верфи уже построили 29 сухогрузов этого проекта. После завершения текущего контракта серия вырастет до 40 судов.

«С ГТЛК у нас получаются длинные серии — 10 и более судов. Благодаря внедрению производственной системы организации работ мы смогли сократить срок строительства судов с 9 до 6 месяцев, что позволяет нам нарастить выпуск сухогрузов и существенно снизить их себестоимость, сохранив качество. Если продолжится работа по лизинговым программам, завод «Красное Сормово» планирует увеличить выпуск судов с нынешних 12 судов в год до 15. Также мы с ГТЛК ведем переговоры о продолжении серии RSD59 и о возможном строительстве судов проекта RSD34», — поделился планами Михаил Першин.

Таким образом, лизинг, активно используемый судоходными компаниями для обновления флота, способствует загрузке судостроительных мощностей и их развитию, что свидетельствует об эффективности этого финансового инструмента и целесообразности его использования в дальнейшем.

Татьяна Вильде