- Главная
- Спецпроекты «ПортНьюс»
- Грузовладельцы дуют на воду
- Тернист ли водный путь?
Грузовладельцы дуют на воду
Тернист ли водный путь?
Российские речные перевозки вступили в неравную конкуренцию с железной дорогой. На этом пути речникам надо решить еще ряд инфраструктурных проблем и обновить флот.
В 2020 году перевозки грузов внутренним водным транспортом выросли на 0,7%. Прогноз был более пессимистическим – ждали падения на 0,1%. По данным Росморречфлота, за год было перевезено 109 млн тонн. Больше всего перевезли зерна, строительных грузов, металлов, руды и леса.
В первом месяце 2021 года перевозки внутренним водным транспортом снизились по сравнению с показателем января прошлого года на 14,6% до 2,04 млн тонн (минус 19,1% к уровню декабря 2020 года). При этом доставка грузов по отправлению в районы Крайнего Севера снизилась более чем на 4% и составила 17,6 млн тонн. Перевозки другими видами транспорта, наоборот, выросли.
Большая часть перевозок грузов пришлась на судоходные компании в Волжском, Московском и Азово-Донском бассейнах европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке значительная часть перевозок – за судоходными компаниями, работающими в Обском и Обь-Иртышском, Енисейском и Ленском бассейнах.
Как отметил руководитель Волжского пароходства Юрий Гильц, грузовладельцы и судоходные компании несут экономические и временные потери из-за лимитирующих участков Единой глубоководной системы европейской части страны. Например, по данным Волжского пароходства вынужденный недогруз из-за мелководья на Нижнем Дону и в Городце – до 300 тыс. тонн в год. Юрий Гильц уверен, что для окупаемости новых судов помогут такие меры поддержки, как утилизационный грант и субсидированные ставки по кредитам.
Другая проблема - давление со стороны автомобильного и железнодорожного транспорта. В 2020 году РЖД ввели ряд новых скидок, в том числе 38% на перевозки зерна в направлении портов Каспия, а так же 25% и 50% для перевозок некоторых грузов на короткие расстояния внутри РФ на маршрутах, параллельных ВВП. В отдельных бассейнах проблема конкуренции реки с железной дорогой приводит к катастрофическим для речного бизнеса последствиям. Так, например, аналитики считают, что больнее всего по речным перевозкам в Северо-Двинском бассейне ударила переориентация леспрома на железнодорожные маршруты.
Пока что возможности внутренних водных путей (ВВП) России использованы лишь на четверть. Поэтому потенциал для роста речных перевозок велик.
Главное направление – повышение пропускной способности внутренних водных путей, В полном объёме необходимо использовать транзитный потенциал между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
Росморречфлот прорабатывает возможность организации круглогодичной навигации на участке Астрахань- Ростов-на-Дону (т. н. «Южная подкова»). Об этом в ходе организованного «ПортНьюс» Четвертого международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» сообщил заместитель министра транспорта России Александр Пошивай. Введение круглогодичной навигации на южных участках ВВП РФ позволит решить одну из ключевых проблем российского внутреннего водного транспорта - сезонность. (Подробнее читайте здесь )
Перевозки на реке оживит реализация инфраструктурных проектов. По оценке президента Российской палаты судоходства Алексея Клявина, привлечение значительной части грузопотока на водный транспорт дало бы, экономике страны в десятилетней перспективе выгоду в сотни миллиардов рублей. «При благоприятном решении инфраструктурных проблем речной транспорт имеет все шансы стать «де-факто» регулятором тарифной политики, определяя планку на перевозку тяготеющих к внутреннем водным путям грузов. Тогда можно будет говорить о транспортно-экономическом балансе и обеспечении справедливой конкуренции между различными видами транспорта», - заключил глава Российской палаты судоходства. (подробнее читайте здесь )
Какие перспективы речных перевозок видят ключевые игроки этого рынка - грузовладельцы? ИАА "ПортНьюс" предложило ряду крупнейших компаний ответить на вопросы о планах по транспортировке своих грузов по внутренним водным путям в 2021 году, возможности заключения долгосрочных договоров с судоходными компаниями и выборе между водным и железнодорожным видами перевозок.
Наталия Кудряшова