Грузовладельцы дуют на воду

Тернист ли водный путь?

Фото Александра Чиженка

Российские речные перевозки вступили в неравную конкуренцию с железной дорогой. На этом пути речникам надо решить еще ряд инфраструктурных проблем и обновить флот.

В 2020 году перевозки грузов внутренним водным транспортом выросли на 0,7%. Прогноз был более пессимистическим – ждали падения на 0,1%. По данным Росморречфлота, за год было перевезено 109 млн тонн. Больше всего перевезли  зерна, строительных грузов, металлов, руды и леса.

В первом месяце 2021 года перевозки внутренним водным транспортом снизились по сравнению с показателем января прошлого года на 14,6% до 2,04 млн тонн (минус 19,1% к уровню декабря 2020 года). При этом доставка грузов по отправлению в районы Крайнего Севера снизилась более чем на 4% и составила 17,6 млн тонн. Перевозки другими видами транспорта, наоборот, выросли.
Большая часть перевозок грузов пришлась на судоходные компании в Волжском, Московском и Азово-Донском бассейнах европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке значительная часть перевозок – за судоходными компаниями, работающими в Обском и Обь-Иртышском, Енисейском и Ленском бассейнах.

Как отметил  руководитель Волжского пароходства Юрий Гильц,  грузовладельцы и судоходные компании несут экономические и временные потери из-за  лимитирующих участков Единой глубоководной системы европейской части страны. Например, по данным Волжского пароходства вынужденный недогруз из-за мелководья на Нижнем Дону и в Городце – до 300 тыс. тонн в год. Юрий Гильц уверен, что для окупаемости новых судов помогут такие меры поддержки, как утилизационный грант и субсидированные ставки по кредитам.

Другая проблема - давление со стороны автомобильного и железнодорожного транспорта. В 2020 году РЖД ввели ряд новых скидок, в том числе 38% на перевозки зерна в направлении портов Каспия, а так же 25% и 50% для перевозок некоторых грузов на короткие расстояния внутри РФ на маршрутах, параллельных ВВП. В отдельных бассейнах проблема конкуренции реки с железной дорогой приводит к катастрофическим для речного бизнеса последствиям. Так, например, аналитики считают, что больнее всего по речным перевозкам в Северо-Двинском бассейне ударила переориентация леспрома на железнодорожные маршруты.

Пока что возможности внутренних водных путей (ВВП) России использованы лишь на четверть. Поэтому потенциал для роста речных перевозок велик. 

 

Фото Александра Чиженка

Главное направление – повышение пропускной способности внутренних водных путей, В полном объёме необходимо использовать транзитный потенциал между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Росморречфлот прорабатывает возможность организации круглогодичной навигации на участке Астрахань- Ростов-на-Дону (т. н. «Южная подкова»). Об этом в ходе организованного «ПортНьюс» Четвертого международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» сообщил  заместитель министра транспорта России Александр Пошивай. Введение круглогодичной навигации на южных участках ВВП РФ позволит решить одну из ключевых проблем российского внутреннего водного транспорта - сезонность. (Подробнее читайте здесь )

Перевозки на реке оживит реализация инфраструктурных проектов. По оценке  президента Российской палаты судоходства Алексея Клявина, привлечение значительной части грузопотока на водный транспорт дало бы, экономике страны в десятилетней перспективе выгоду в сотни миллиардов рублей.  «При благоприятном решении инфраструктурных проблем речной транспорт имеет все шансы стать «де-факто» регулятором тарифной политики, определяя  планку на перевозку тяготеющих к внутреннем водным путям грузов. Тогда можно будет говорить о транспортно-экономическом балансе и обеспечении справедливой конкуренции между различными видами транспорта», - заключил глава Российской палаты судоходства. (подробнее читайте здесь )

Какие перспективы речных перевозок видят ключевые игроки этого рынка - грузовладельцы? ИАА "ПортНьюс" предложило ряду крупнейших компаний ответить на вопросы о планах по транспортировке своих грузов по внутренним водным путям в 2021 году, возможности заключения долгосрочных договоров с судоходными компаниями и выборе между водным и железнодорожным видами перевозок.

Наталия Кудряшова