Научное сопровождение Арктики

Центр арктических компетенций

Крыловский государственный научный центр (ФГУП «КГНЦ») участвует практически во всех значимых инфраструктурных проектах, связанных с освоением Арктики. Компетенция специалистов и материально-техническая база центра позволяет ему проводить уникальные эксперименты.

Совместно с ФГБУ «ААНИИ» и ООО «Фертоинг» Крыловский ГНЦ выполнил НИР по определению габаритных размеров и трассировки Морского канала Обской губы с учётом растущего транзитного потока судов. Как рассказал начальник отделения гидроаэродинамики ФГУП «КГНЦ» Вячеслав Магаровский, в ходе работ оценивались риски при буксировке основания гравитационного типа, изучены глобальные ледовые нагрузки на опорные блоки гравитационного типа, на которых будут располагаться заводы по сжижению газа для терминала «Утренний».

«Мы провели уникальные исследования, поскольку осуществить физическое моделирование ледового воздействия на столь крупногабаритные конструкции ранее не представлялось возможным ввиду отсутствия ледовых опытовых бассейнов подходящего размера», - отметил Вячеслав Магаровский.

По словам начальника сектора исследований ледотехники Крыловского ГНЦ Алексея Добродеева, решить эту сложную задачу удалось благодаря наличию в Крыловском Центре крупнейшего в мире ледового бассейна. В центре работает команда специалистов, владеющих уникальными методиками создания моделированного льда, в точности повторяющего прочностные свойства натурного морского льда, и обладающая навыками проведения испытаний со сложными гидротехническими сооружениями.

Как рассказал Алексей Добродеев при испытаниях внимание уделялось не только ледовым нагрузкам, которые в будущем будут использованы для расчета устойчивости сооружения на грунте, но и характера разрушения льда, формированию возле сооружения ледяных нагромождений. Дело в том, что ледозащитные сооружения защищают акваторию порта в первую очередь от воздействия дрейфующего льда в период ледохода и от подвижек льда с наиболее вероятных направлений. Однако, возможны сценарии, когда ледовые поля будут дрейфовать в сторону опорных оснований вдоль подходного канала, ширина створ которого составляет порядка километра. Воздействие ледового поля шириной порядка километра и большой протяженности может оказать серьезное влияние на ледовую обстановку в пределах порта и возле сооружений. Поэтому эти вопросы были тщательно исследованы в ледовом бассейне.

Данная работа, выполненная в проекте «Арктик СПГ-2», согласована всеми заинтересованными организациями. Впрочем, как отметили специалисты КГНЦ, необходимо осуществить дальнейшеее научное сопровождение данных работ для безопасной реализации этого знакового для России проекта.

Сотрудники Крыловского ГНЦ ведут разработки и для других проектов арктической зоны. Летом 2020 года ФГУП «КГНЦ» стал победителем тендера на работы по морскому отгрузочному терминалу Харасавейского местрождения НГК (ПАО «Газпром»).

Также в бассейнах предприятия проводятся работы по моделированию волновых полей и их воздействия на гидротехнические сооружения в Бухте Север. Выполняется физическое моделирование волнового и ледового воздействия на причалы и подходную дамбу Сырадасайского угольного месторождения. По результатам первого этапа моделирования  проектант внес изменения в конструкцию подходной дамбы, увеличил каменную наброску, для ее безопасной эксплуатации.

Сейчас обсуждаются совместные работы с ГК «Росатом» и с ПАО «Роснефть». Ведется деятельность как для проведения модельных испытаний, так и по всем другим направлениям, требующим компетенций специалистов центра. В частности, практически все суда для Арктики прошли или проходят комплексные испытания на экспериментальной базе ФГУП «КГНЦ». Кстати, по результатам анализа опыта эксплуатации судов-газовозов в порту Сабетта (проект «Ямал СПГ») и модельной отработки режимов их движения во льду, в том числе за ледоколом, сформулированы предложения по совершенствованию формы корпуса таких судов

Освоение Арктики — один из приоритетов государственной политики. Помимо перевозок сжиженного газа, нефти и угля с территорий Крайнего севера, планы развития предусматривают организацию регулярных перевозок транзитных грузов по Севморпути, как международных, так и внутренних (каботажных). Освоение минерально-сырьевой базы Арктики также требует перевозок грузов снабжения.

В соответствии с указом президента России (от 7 мая 2018 г. № 204 ) к 2024 году грузовой поток по Северному морскому пути должен достичь 80 млн тонн в год. СМП станет «ключом к развитию Русской Арктики». В 2019 году объем перевозок грузов по СМП вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 31 млн тонн. В первом полугодии 2020 года грузоперевозки по Севморпути выросли на 1,1%, до 14,8 млн тонн. Основную долю прироста обеспечили перевозки сжиженного природного газа (СПГ), отгружаемого с терминалов Обской губы. Поэтому арктическим проектам сейчас уделяется особенное внимание. ФГУП «КГНЦ» стал участником многих из них.

 

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной ФГУП «КГНЦ».