Забытый судоремонт

Вспомнить и помочь судоремонту

Мощности по судоремонту в России не соответствуют потребностям флота. Оживить этот сектор экономики возможно, если государство примет меры по его поддержке.

Несмотря на то, что судоремонтные работы — неотъемлемая забота любого судовладельца и судоходной компании, как отдельное направление эта сфера практически всегда обсуждается через запятую и только после судостроения. Зачастую ремонт или модернизация судна выполняются на судостроительных мощностях, что логично, и изредка на отдельном чудом сохранившемся с советских времен судоремонтном заводе. Поэтому статистика работы этой сферы разрозненная и противоречивая. Так, на одном из промышленных порталов, где сформирован актуальный справочник по отечественным производственным предприятиям, в категории судоремонт на сегодня обозначены 60 производств по всей стране, что не так много для столь крупной морской державы, как Россия. Например, в Нидерландах функционируют около 100 специализированных компаний по судоремонту, работают 700 компаний-поставщиков специального оборудования и материалов для ремонта судов. Такие данные представлены в одной из статей директора ООО «Судоремонтный комплекс — Приморский завод» Анатолия Чепчугова.

Как признают участники рынка, даже то небольшое количество судоремонтных заводов, что еще работает, в основной массе являются устаревшими технически и технологически. Они и сами нуждаются в инвестициях в модернизацию и обновление.

Угасание по забывчивости

Если последние несколько лет государство пытается решить проблемы отечественного судостроения через стимулирование спроса на коммерческий флот за счет мер господдержки, то судоремонт пока остается на обочине интересов властей. В результате производственные судоремонтные мощности продолжают стареть, из-за чего судовладельцы предпочитают ремонтировать свой флот за рубежом. «В нашем регионе осталось мало серьезных судоремонтных предприятий, которые обеспечивают качество и скорость ремонта, поэтому суда уходят за границу, — характеризует ситуацию председатель совета директоров АО «Азовская судоверфь» Александр Олейников. — Мы вполне конкурентоспособны по отношению к зарубежным предприятиям. Может быть, проигрываем в сроках и по качеству, потому что у них оборудование современнее и концентрация производства побольше. Естественно, в связи с этим мы проигрываем по производительности. Но наша маржинальность значительно ниже: мы вынуждены устанавливать конкурентные цены на свои услуги. Сегодня наша маржа находится на уровне 5%, что влияет на возможность приобретения нового оборудования, вложений в основные средства. Это колоссальная хроническая проблема, которую можно решить только при помощи государства».

В Дальневосточном регионе схожая ситуация. Здесь значительная часть российского рыболовного и торгового флота постепенно переходит на ремонт в Южную Корею и Китай. Эти страны предлагают короткие сроки ремонта, неплохое качество, быструю поставку комплектующих и запчастей и сопоставимые цены. Как следствие, экономическое состояние дальневосточных предприятий РФ, как, впрочем, и многих других заводов страны, год от года ухудшается.

«Отечественные судоремонтные предприятия в основном не могут обеспечить конкурентного предложения по срокам, качеству и стоимости ремонта», — отмечает член совета директоров судоходной компании «Волжское пароходство» Денис Самсиков. По его мнению, отсутствие постоянной загрузки, разрушение схем кооперации и финансовые проблемы заводов привели к их технологическому отставанию, значительным проблемам с квалифицированным персоналом, устареванию основных средств. «Единственный способ привлечь судовладельцев — предоставить конкурентоспособное предложение по стоимости, срокам и качеству проведения работ», — считает Денис Самсиков.

По воле государства

Решить эти проблемы можно, но в основном они находятся в регуляторной плоскости, то есть в ведении государства. Опрошенные ИАА «ПортНьюс» участники рынка практически единодушно считают, что позитивные перемены можно обеспечить за счет решения нескольких ключевых вопросов: корректировки таможенного регулирования, обнуления НДС для судоремонтных работ, создания финансовых механизмов для обновления производственных фондов.

По мнению Александра Олейникова, запрет на ремонт судов под иностранными флагами совершенно неразумный. «Турция открыла свои судоремонтные заводы для ремонта судов под любыми флагами: заходи и ремонтируйся. Почему у нас запрещен заход иностранных судов на судоремонтные предприятия? Мы их должны растаможивать, платить депозиты. Действуют какие-то совершенно безумные правила, которые просто не дают возможности работать. Из-за глупости мы потеряли колоссальный рынок», — недоумевает Александр Олейников.

Не секрет, что у действующего флота (а также и у строящегося) имеется высокая доля импортных комплектующих. Поэтому сроки ремонта судов, для которых необходима поставка из-за рубежа, зависят от времени получения необходимых компонентов и запчастей. «Мы сталкиваемся с проблемой доставки запасных частей при ремонте на отечественной верфи, — рассказывает представитель ООО «Северный альянс» (компания оперирует буксирным флотом в Северо-Западном бассейне) Сергей Киселев. — Срок от момента выхода запчасти со склада в Европе и до прибытия на российскую верфь может составлять две, а то и четыре недели. В связи с этим ремонт затягивается, судно выводят из дока в ожидании прибытия запчастей, а после их прихода проходит повторное докование. Все это дополнительные расходы и упущенная выгода. Иностранная верфь с более короткими сроками поставки запчастей и более четкими сроками выполнения работ выглядит гораздо привлекательнее».

Генеральный директор ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» Николай Вихров подтвердил, что предприятие сильно зависит от поставок запасных частей и оборудования, в том числе и из-за границы. Это связано с тем, что большая часть судового оборудования либо иностранное, либо старое, снятое с производства и требующее замены на более современное. Также есть сложности, связанные со сроками изготовления, поставки, санкциями, тратой времени на получение одобрений классификационных обществ и т. п. Однако предприятию удается оперативно решать эти вопросы. «Несовершенство налогового и таможенного законодательства в сфере ремонта и обслуживания иностранных судов приводит к потере конкурентоспособности предприятий отрасли, по сравнению с аналогичными предприятиями смежных государств, что вызывает уменьшение числа заказов и их отток на иностранные заводы, — отметил Николай Вихров. — Необходимы изменения в соответствующих статьях Налогового кодекса и таможенного законодательства, касающихся услуг по ремонту, поставкам оборудования и запасных частей для судов».

По мнению Сергея Киселева, таможенные процедуры оформления запчастей должны быть упрощены. Необходимо разработать и внедрить программу прохождения их таможенной очистки. «Как пример: суда находятся в международном реестре судов и имеют таможенные льготы, где ставка таможенной пошлины и НДС составляют ноль, — рассказывает Сергей Киселев. — Но судовладельцы при ремонте на российской верфи вынуждены оплачивать полную таможенную пошлину и еще НДС на импортные запасные части. Это приводит к существенному удорожанию ремонта. Каждая импортная деталь, поставленная в Россию, дорожает на 30%, и мы пока не можем это доказать таможенной службе».

Вокруг обнуления

НДС — самый острый вопрос для сектора. Стоимость услуг любого судоремонтного завода складывается из себестоимости, уровня рентабельности (экономической политики предприятия) и налога на добавленную стоимость (то есть плюс 20%). Лишь мелкие компании, осуществляющие незначительный ремонт судов в портах, имеют льготу по этому налогу. С инициативой пересмотреть ситуацию и распространить нулевую ставку НДС на все виды судоремонта в 2019 году выступил Минпромторг России. По расчетам министерства, только за счет этой меры объем реализации судоремонтной отрасли в течение двух лет вырастет на 40%, а за шесть лет объем производства и количество заказов удвоятся. Минпромторгом был подготовлен на согласование с профильными министерствами законопроект о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Однако Минфин России выступил против. По данным газеты «Коммерсант», это министерство обосновало свою позицию тем, что выпадающие доходы федерального бюджета не будут компенсированы, кроме того, возникнет прецедент для других налогоплательщиков.

Впрочем, Минпромторг не намерен отказываться от своей инициативы, сообщил руководитель департамента судостроительной промышленности и морской техники Борис Кабаков в марте 2020 года на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. «Мы считаем, что к этому вопросу нужно обязательно вернуться, так как нынешняя ситуация ставит во внеконкурентные условия наши предприятия, по сравнению с зарубежными судоремонтными компаниями», — отметил он.

Ремонт для стратегии

Очевидно, что государству, которое занимается развитием отечественного судостроения и уговаривает судоходный бизнес размещать новые заказы на отечественных верфях, рано или поздно придется решать хронические проблемы с судоремонтом в России. В октябре прошлого года российское правительство утвердило Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года, которая предусматривает при оптимистичном варианте строительство 651 единицы флота, инновационном (базовом) сценарии — 463 судна, консервативном — 357 судов, причем в разы увеличив долю коммерческого флота.

Каждое судно, в том числе новое, нуждается в регулярном обслуживании и ремонте. При этом сами мощности, на которых могут производиться эти работы, нуждаются в модернизации и обновлении не меньше, чем флот. Оживить этот рынок, который балансирует на гране рентабельности, без помощи государства не удастся. Уровень проблем в этой сфере таков, что разрешить ситуацию можно только на государственном уровне.

Татьяна Вильде