3 февраля 2022 13:56

В поисках «Ермака»

Сколько старых затонувших судов хранят свои тайны под толщей арктического льда?

Гидрографическое предприятие окажет помощь Русскому географическому обществу в изучении истории освоения Северного морского пути. О совместном проведении подводных исследований договорились  главы Центра подводных исследований РГО и ФГУП «Гидрографическое предприятие». Соглашения руководители двух структур подписали 31 января 2022 года в штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге» - исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин и генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт.

Специализированное предприятие госкорпорации «Росатом»  - «Гидрографическое предприятие» осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Севморпути. Специалисты изучают рельеф дна российских арктических морей, поддерживают актуальность морских навигационных карт и  обеспечивает безопасность судоходства по трассам Северного морского пути средствами навигационного оборудования. Команда Центра подводных исследований РГО планирует проводить поисковые работы, находясь на судах Гидрографического предприятия, совместно изучать тайны в глубинах арктических морей.

Исследования планируется вести по трем направлениям: экологический мониторинг, изучение наследия Великой Отечественной войны, но главная задача — поиск судов, пропавших в ходе исследовательских экспедиций в северных морях.  Нанесение на карты координат затонувших судов – это стремление отдать дань памяти русским морским первооткрывателям.

Исследователи сосредоточат внимание на поиске шхуны «Ермак», которая была оставлена во льдах экипажем под командованием лейтенанта Павла Крузенштерна в 1862 году в ходе исследования пролива Югорский шар. Эта экспедиция стала одной из драматичных в истории освоения севера. За считанные часы «Ермак» оказался среди дрейфующих льдов Карского моря. По воспоминаниям участников экспедиции, моряки ежеминутно ожидали, что «масса льда раздавит шхуну». Крузенштерн держался мужественно. Несколько дней команда надеялась выбраться из ледового плена, но всё же капитану пришлось принять трудное для каждого моряка решение – оставить судно и добираться до берега пешком. Все 25 членов экипажа выжили, но для «Ермака» арктическая экспедиция все еще не закончена.

Команда Центра подводных исследований РГО также надеется найти пароходы «Обь» и «Енисей», которые погибли в сентябре 1921 года во время первой советской Карской товарообменной экспедиции. Опираться на координаты гибели судов, указанные в архивах, на практике оказалось довольно затруднительно. К примеру, район Горла Белого моря очень опасен – течения здесь меняют свое направление дважды в сутки, а сила их такова, что корабли дрейфуют на значительные расстояния даже в момент гибели, могут переноситься течениями даже во время нахождения на дне». Поэтому искать осанки затонувших судов придется прямо в море – надеясь на мастерство водолазов и точность современных приборов.

После подписания соглашения гостям представили премьеру фильма производства Центра подводных исследований РГО под названием «Курс на Север». В фильме рассказывается о российских достижениях в исследовании дна северных морей.  

Системное изучение акватории Белого моря специалисты Центра начали в 2018 году. За 4 года с помощью многолучевого эхолота удалось обследовать 560 квадратных километров. Ученые обнаружили 15 затонувших судов, семь из которых удалось идентифицировать. На кадрах, сделанных под водой, видно насколько трудно опознать затонувшее судно: деревянные части сгнили, металлические проржавели, всюду водоросли.

Команда Центра подводных исследований РГО уже добиралась до устья реки Северная Двина и мелководья западного берега острова Мудьюг, где удалось найти 20 полностью или частично замытых в грунт затонувших судов. Некоторые из них представляют интерес для дальнейшего изучения.

Объединение усилий Центра подводных исследований РГО и Гидрографического предприятия позволит существенно увеличить эффективность морских исследований на Севере Российской Федерации и распространить их на всю акваторию Северного морского пути»

В сюжете использованы видеоматериалы кинокомпании «Андреевский флаг», снятые в 2021 году на судне Гидрографического предприятия «Петр Котцов», видео из экспедиции ЦМИ МГУ и кадры из фильма ЦПИ РГО «Курс на Север».