24 марта 2021 17:24

Три легенды российского флота

Рассмотреть пушки на борту «Авроры», набить сообщение азбукой Морзе в радиорубке ледокола «Красин» и забраться через круглый люк в отсек подводной лодки «Народоволец» – всё это за один день в компании профессионального гида. «Три легенды российского флота» – так называется новая авторская экскурсия, организованная «Русским вездеходным обществом». 20 марта она состоялась в первый раз.

У каждого из этих кораблей трудная, но уникальная судьба. Они много лет добросовестно служили стране, воевали и трудились, при этом в чем-то были первыми.

В сюжете «ПортНьювсТВ» представлены комментарии Дмитрия Юркина, организатора экскурсии, а также экскурсоводов Марии Лебезкиной и Игоря Олейникова.

Крейсер «Аврора» стоит на вечном приколе в Большой Невке начиная с 1948 года. «Аврора» – долгожитель русского флота – была спущена на воду 24 мая 1900 года. Ее военная жизнь с самого начала была насыщенной и драматичной. Цусимское сражение 1905 года в дали от родных берегов закончилось разгромом русской Тихоокеанской эскадры и серьезными повреждениями крейсера. Оправившись от первых потерь, Аврора стала учебным судном. Во время I Мировой войны крейсер нес дозорную службу, выполнял прикрытие минных постановок.

Наконец, вернувшись домой, в Петроград, Аврора, казалось бы, обрела спокойствие, но тут же оказалась в самой гуще революционных событий.

К началу II Мировой войны «Аврора» была признана устаревший и непригодной для сражений, однако ее 130-миллиметровые орудия, вывезенные с корабля, всё-таки приняли участие в обороне Ленинграда, отражая авиационные атаки противника.

В легендарности крейсера «Аврора» нет никаких сомнений: корабль помнит 4 войны и при этом все еще находится на плаву, встречая гостей гордо развевающимися флагами.

Ледокол «Красин» - легенда Арктики. Самой яркой страницей в судьбе ледокола стала спасательная экспедиция 1928 года, когда судно отправилось на помощь экипажу дирижабля «Италия» во главе с Умберто Нобиле, потерпевшему крушение в арктических льдах. В Санкт-Петербурге помнят свою легендарную историю «Красина»: это судно обеспечивало первые ледокольные проводки в нашем городе 60 лет назад. До 1960 года зимней навигации в Ленинграде не было»

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Д-2 «Народоволец», спущенная на воду в 1929 году на Балтийском заводе, несла службу в составе Северной военной флотилии. В 1935 году она совершила первый поход подо льдом.

Во время Великой Отечественной «Народоволец» совершил 4 боевых похода и произвел 12 торпедных атак, но вначале едва не погиб, запутавшись в противолодочной сети. Двое суток подводники рубили стальную сеть, чтобы освободить лодку.

Корабли-музеи лучше любого учебника позволяют мысленно перенестись к событиям былых лет, но в Санкт-Петербурге есть еще множество мест, связанных с историей российского флота.  В ближайшем будущем «Русское вездеходное общество» планирует введение новых авторских маршрутов, в том числе и на мореходную тематику. Уже сейчас разрабатывается три отдельные экскурсионные программы, посвященные «Осударевой дороге», Выборгскому морскому сражению 1790 года, истории арктического судостроения.

 Съемка и монтаж - Александра Девяткина