18 января 2021 08:00

Санкт-Петербург и ледоколы: 60 лет вместе в морском порту

Северная столица – центр торговли и туризма, где акватория порта покрывается льдом уже в ноябре. И ледоколы – громадные, мощные машины, готовы «прорубать» окно в Европу в буквальном смысле. Вот только ледоколы появились в Санкт-Петербурге относительно недавно, в 1961 году.
18 января 2021 года Санкт-Петербург отмечает знаменательную дату – 60 лет с тех пор, как ледоколы впервые приступили к работе в акватории морского порта. 
До 1961 года Ленинградский морской торговый порт работал сезонно – только летом. Тогда ещё не было сил и средств для того, чтоб организовать проход морских судов через замерзшие воды Финского залива. Проблема была решена со строительством новых мощных ледоколов в середине двадцатого века.
10 октября 1960 года вышел приказ Министерства Морского Флота СССР о расстановке ледокольного и буксирного флота по морским портам на осенне-зимний период 1960 –1961го годов. В список вошли замерзающие неарктические порты: Архангельск, Рига, Жданов и Ленинград. Предполагалось так же направить в Ленинград экспертов Министерства для оценки возможности продления зимней навигации и в последующие годы. Им предстояло изучить гидросиноптические и навигационные условия плавания. В первой ледокольной компании Ленинградского порта принимали участие ледоколы: «Москва», «Красин», «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов» и «Сибиряков». Закончилась первая зимняя навигация 25 апреля 1961 года, положив начало многолетней службе ледоколов в нашем городе.
За 60 лет в порт было выполнено более 63 000 судозаходов и примерно 21 000 ледокольных проводок. При этом на протяжение 60 лет ледовых навигаций серьезных аварий не было!
Об особенностях работы ледоколов а порту Санкт-Петербург в интервью корреспонденту «ПортНьюс ТВ» Александре Девяткиной рассказывают капитан Большого порта Санкт-Петербург Александр Волков и руководитель группы наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник.
В последние годы тяжелые ледовые условия в Большом порту Санкт-Петербург наблюдались в навигацию 2010-2011 гг, когда период ледокольных проводок продлился с ноября до конца апреля. В ту суровую зиму на подмогу пяти линейным дизельным ледоколам в акваторию Финского залива пришел атомоход «Вайгач». В течение последующих трех лет атомные ледоколы приходили в Финский залив для того, чтобы помочь дизель-электрическим ледоколам. В 2012 году работало посменно даже два атомных ледокола - «50 лет Победы» и «Россия».
Сейчас ледокольный флот ФГУП «Росморпорт» на Балтике существенно обновлен. В 2020 году в эксплуатацию введен самый мощный в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». Он был построен в Санкт-Петербурге и работать начнет здесь же - в акватории Финского залива.  

Северная столица – центр торговли и туризма, где акватория порта покрывается льдом уже в ноябре. И ледоколы – громадные, мощные машины, готовы «прорубать» окно в Европу в буквальном смысле. Вот только ледоколы появились в Санкт-Петербурге относительно недавно, в 1961 году.

18 января 2021 года Санкт-Петербург отмечает знаменательную дату – 60 лет с тех пор, как ледоколы впервые приступили к работе в акватории морского порта. До 1961 года Ленинградский морской торговый порт работал сезонно – только летом. Тогда ещё не было сил и средств для того, чтоб организовать проход морских судов через замерзшие воды Финского залива. Проблема была решена со строительством новых мощных ледоколов в середине двадцатого века.

10 октября 1960 года вышел приказ Министерства Морского Флота СССР о расстановке ледокольного и буксирного флота по морским портам на осенне-зимний период 1960 –1961го годов. В список вошли замерзающие неарктические порты: Архангельск, Рига, Жданов и Ленинград. Предполагалось так же направить в Ленинград экспертов Министерства для оценки возможности продления зимней навигации и в последующие годы. Им предстояло изучить гидросиноптические и навигационные условия плавания. В первой ледокольной компании Ленинградского порта принимали участие ледоколы: «Москва», «Красин», «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов» и «Сибиряков». Закончилась первая зимняя навигация 25 апреля 1961 года, положив начало многолетней службе ледоколов в нашем городе.

За 60 лет в порт было выполнено более 63 000 судозаходов и примерно 21 000 ледокольных проводок. При этом на протяжение 60 лет ледовых навигаций серьезных аварий не было!Об особенностях работы ледоколов а порту Санкт-Петербург в интервью корреспонденту «ПортНьюс ТВ» Александре Девяткиной рассказывают капитан Большого порта Санкт-Петербург Александр Волков и руководитель группы наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник.

В последние годы тяжелые ледовые условия в Большом порту Санкт-Петербург наблюдались в навигацию 2010-2011 гг, когда период ледокольных проводок продлился с ноября до конца апреля. В ту суровую зиму на подмогу пяти линейным дизельным ледоколам в акваторию Финского залива пришел атомоход «Вайгач». В течение последующих трех лет атомные ледоколы приходили в Финский залив для того, чтобы помочь дизель-электрическим ледоколам. В 2012 году работало посменно даже два атомных ледокола - «50 лет Победы» и «Россия».Сейчас ледокольный флот ФГУП «Росморпорт» на Балтике существенно обновлен. В 2020 году в эксплуатацию введен самый мощный в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». Он был построен в Санкт-Петербурге и работать начнет здесь же - в акватории Финского залива.