• 5 декабря 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Дотянуться до потолка: что грозит перевозкам российской нефти?


    Дотянуться до потолка: что грозит перевозкам российской нефти?

    Страны G7 c 5 декабря 2022 года ввели т. н. ценовой «потолок» для  российской нефти. Запрет распространяется не на самих покупателей нефти, а на сервисные компании: танкерных операторов, морских страховщиков и т.д., которые не смогут обслуживать перевозки российской нефти, если цена контракта превышает установленный «потолок» в $60 за баррель.

    По итогам 2021 года через морские порты России было отправлено на экспорт порядка 238 млн тонн сырой нефти, причем около 21,5% - через порты Дальневосточного бассейна, 35,5% - Азово-Черноморского, 18% - Арктического и 25% - Балтийского.

    На наш взгляд, главное в этом вопросе - не «потолок», а эмбарго на импорт российской нефти, которое вводят страны Евросоюза также с 5 декабря 2022 года. Это может привести к потере рынка сбыта примерно в половину от объема нефти, экспортированного в 2021 году.

    В действительности «потолок» к этому ничего не добавляет и не отнимает - Россия, по данным из открытых источников, и так продает нефть по цене ниже $60 за баррель, а большие высвобождающиеся объемы могут потянуть эту цену еще ниже. Возникает иная проблема - как доставить эту нефть до потребителей из Азии, прежде всего Китая? Трубопроводная система (ВСТО, порт Козьмино) на такие объемы рассчитана не была. Так, через порт Козьмино в 2021 году было экспортировано около 35 млн тонн нефти, а проектная мощность трубопровода ВСТО-2, идущего к Козьмино, составляет 50 млн тонн нефти в год. То есть потенциал увеличения фактической отгрузки этим путем - всего лишь порядка 15 млн тонн в год.

    В остальном пока остается лишь один путь - танкерные перевозки из портов других бассейнов, которые,  теоретически, могли бы принять на себя объемы, выпадающие из трубопроводного транспорта, оринетированного на Европу. Так, трубопроводная система БТС к порту Приморск имеет проектную мощность в 74 млн тонн в год, в 2021 году через Приморск было экспортировано около 36 млн тонн. БТС-2, выходящая на порт Усть-Луга, имеет проектную мощность в 50 млн тонн нефти в год при фактической отгрузке через морской терминал за 2021 год в 23 млн тонн.

    В Азово-Черноморской бассейне: трубопровод «Грушовая» – «Шесхарис» имеет проектную мощность в 40 млн тонн нефти в год, по факту в 2021 году через терминал «Шесхарис» было перегружено менее 20 млн тонн.

    Определенные возможности для перевалки нефти имеются и на рейде порта Мурманск. Однако, если говорить о перевозках в восточном направлении по Севморпути, то возникает проблема привлечения танкеров ледового класса и, скорее всего, ледокольной проводки, что приведет к дополнительным издержкам.

    Таким образом, можно было бы ожидать роста отгрузок нефти через порты практически всех морских бассейнов, однако для  обеспечения рентабельности таких перевозок необходимы крупнотоннажные суда, а также страховое покрытие, которое будут принимать в портах захода. В принципе, и ту, и другую проблему можно решить, но вот будет ли «плясать» экономика таких перевозок - вопрос открытый. Нельзя исключать, что такие перевозки могут даже каким-то образом субсидироваться, если стоимость консервации скважин превысит издержки на логистику. Но это лишь предположение.