• 11 августа 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Черная метка черному золоту: куда пойдет российский уголь?


    Черная метка черному золоту: куда пойдет российский уголь?

    Евросоюз полностью прекратил импорт угля из России. По крайней мере, напрямую.  

    По данным агентства Statista, основными потребителями российского угля в предыдущие годы года были Китай (29 млн тонн в год), Южная Корея (23 млн тонн в год), Япония (21 млн тонн в год), Турция (15 млн тонн в год), Тайвань (11 млн тонн в год), Нидерланды (10,5 млн тонн в год), Германия (10 млн тонн в год), Польша (10 млн тонн в год), Украина (9 млн тонн в год) и Индия (7,52 млн тонн в год).

    Таким образом, на европейские страны, в том числе Украину, приходилось порядка 40 млн тонн в год экспорта российского угля, что составляет около трети от всего объема зарубежных поставок.

    Если говорить о российских угольных мощностях на Балтике, то терминалы, расположенные в порту Усть-Луга, способны принимать балкеры типоразмера Capesize, а терминал в порту Высоцк – балкеры типоразмера Panamax. Через Усть-Лугу Россия, исходя из типоразмеров принимаемых балкеров, может экспортировать уголь в Индию и Китай – наиболее перспективные рынки на фоне европейского эмбарго, а через терминал в Высоцке – в Турцию и Северную Африку.

    По данным за первое полугодие 2022 года, через порты России было экспортировано порядка 97 млн тонн угля, снижение по сравнению с показателем прошлого года составило 4%. Любопытно, что на этом фоне возобновилась перевалка угля через порты прибалтийских государств, которые отличаются наиболее резкой антироссийской политикой: за первое полугодие этого года через них было перегружено около 3 млн тонн российского угля.

    Интересно, что объем перевалки угля в первом полугодии в российских портах Балтийского бассейна снизился весьма существенно – почти на 22% на фоне роста перевалки в Южном бассейне на 29%. В абсолютных цифрах снижение на Балтике и прирост на Юге практически совпадают – это, порядка, 5 млн тонн в год. При этом в абсолютных цифрах через порты России в целом в первом полугодии было перегружено на 3 млн тонн угля меньше, через в предыдущем году, вот эти 3 млн и достались, судя по всему, прибалтам. Все это говорит о том, что грузопотоки российского угля перераспределились как в пользу российских портов Южного бассейна, откуда удобно вести экспорт в Турцию и Северную Африку, а также в упомянутые порты Прибалтики, которые, очевидно, обеспечили более выгодную логистику для ряда грузоотправителей.

    Скорее всего, после введения эмбарго на импорт российского угля в Европе, а также после решения сейма Латвии объявить Россию государством-спонсором терроризма, этот грузопоток через прибалтийские терминалы прекратится. На наш взгляд, мощностей на российской Балтике для обработки указанных 6 млн тонн угля в год достаточно, более того, не стоит забывать и о мощностях в Мурманске, где, помимо действующего угольного терминала, строится дополнительный в Лавне. Здесь же можно упомянуть и проект Приморского УПК, где также предполагается перегружать уголь, а также расширение провозной способности Восточного полигона, что оттянет часть грузопотока на Дальний Восток. Впрочем, все это - уже более отдаленная перспектива.

    Наиболее перспективным для перевалки угля бассейном, впрочем, является Дальневосточный. Однако в настоящее время его невозможно использовать на полную силу - около половины угольных портовых мощностей там простаивают из-за недостаточной провозной способности Восточного железнодорожного полигона. Так, по данным заместителя председателя правительства России-полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрия Трутнева, дефицит провозных мощностей Восточного полигона в 2022 году превышает 100 млн тонн в год.

    По мере увеличения провозной способности Восточного полигона мы ожидаем роста объемов поставок угля на экспорт через дальневосточные порты при одновременном снижении поставок через порты Северо-Запада на фоне европейского эмбарго. Даже если предположить, что Европа продолжит закупать уголь через посредников, это будет происходить, скорее всего, за счет Турции и, возможно, Африки, а значит стоит ожидать роста спроса на угольные мощности также и в Южном бассейне.