• 8 июля 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Удобряя Балтику: можно ли отказаться от перевалки в прибалтийских странах?


    - На фоне ограничений на транзит российских грузов со стороны Литвы, представители российской власти говорят о возможности убрать весь российский грузопоток из Прибалтики. Если посмотреть статистику, то по итогам первого, в целом «доконфликтного» первого квартала 2022 года, общий объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты Латвии, Литвы и Эстонии составил 5,7 млн тонн, причем он вырос на 12,6% в сравнении с показателем первого квартала предыдущего года. Основной объем пришелся на уголь (1,86 млн тонн) и минудобрения (1,44 млн тонн).

    Конкретно через Литву был перегружен лишь незначительный объем грузов: порядка 226 тыс. тонн: зерно, руда, минудобрения.

    Причем, что любопытно, по итогам первого полугодия наблюдается рост перевалки угля через латвийский Вентспилс, а также удобрений через Финляндию.

    Если отказаться от перевалки в Литве достаточно просто, то отказаться от перевалки через порты сразу всей Прибалтики будет уже проблематично: в России просто отсутствует достаточный объем специализированных балкерных мощностей. Причем теперь на Балтику еще пришли и белорусы с их 11 млн тонн калийных удобрений в год.

    Если, все же, произойдет одномоментный отказ от прибалтийского транзита целиком, то возникнет вопрос, куда «раскидать» порядка 6 млн тонн минудобрений в год, учитывая, опять же, приход белорусских удобрений в порты России? А ведь помимо удобрений есть еще уголь, руда и зерно. Да, в Балтийском бассейне есть соответствующие проекты, однако на их завершение уйдут долгие месяцы и даже годы. Можно, конечно, «раскидывать» по контейнерам и биг-бэгам, но это, когда речь идет о миллионах тонн, не самый эффективный способ.