• 3 февраля 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Либо ишак, либо падишах: белорусскому калию не везет


    Либо ишак, либо падишах: белорусскому калию не везет

    Литва запретила транзит белорусского калия, объем экспорта которого оценивается в 11 млн тонн в год. Из-за американских санкций связываться с удобрениями из Белоруссии не хотят и другие страны Балтии. Теперь белорусские власти лихорадочно ищут альтернативные маршруты через дружественную Россию.

    Загвоздка для них здесь заключается в том, что Россия сама вынуждена перегружать порядка 8 млн минудобрений в год через порты сопредельных государств Балтии: Латвию и Эстонию, а специализированные терминалы только строятся. Уже введенный в эксплуатацию «Ультрамар» наращивает перевалку удобрений и в этом году должен выйти на мощность в 12 млн тонн в год, однако через него предполагается переваливать в первую очередь удобрения российских производителей, имеются соответствующие долгосрочные контракты.

    Неспециализированные терминалы Усть-Луги и Санкт-Петербурга в прошлом году также нарастили перевалку удобрений, однако их мощности крайне ограничены. «Переварить» 11 млн тонн белорусского калия порты российского Балтийского бассейна пока не в состоянии.

    Что еще может быть задействовано? Мурманск - здесь мощностей также не хватает. По данным реестра морских портов России в Мурманске мощности под перевалку удобрений составляют порядка 3 млн тонн, при этом по факту в 2021 году было перегружено даже больше. Архангельск? Этот порт загружен под работу с проектными грузами и грузами снабжения для арктических проектов. Прибавьте к этому безумное транспортное плечо до этих северных портов и вся экономика такой схемы пойдет насмарку.

    Можно ринуться к портам Южного бассейна. Однако транспортное плечо здесь в три раза больше, чем по литовскому варианту. К тому же, имеющиеся там мощности незначительны и также не простаивают, и принять 11 млн тонн калия из Белоруссии они не в состоянии. Для сравнения: через все порты Южного бассейна России в 2021 году было перегружено менее 3,5 млн тонн удобрений.

    Прибавьте к этому сложную ситуацию на железной дороге и то обстоятельство, что на фоне рекордных цен на удобрения в мире, которые, скорее всего, ждет откат, российские производители сами заинтересованы наращивать экспортные поставки - и уступать дефицитные мощности для «того парня» никто желанием явно не горит.

    Можно, конечно, «раскидать» по разным терминалам понемножку, но сколько это будет? Скорее всего, не дотянет и до 2 млн тонн в год. Скорее всего, этим все и закончится. По крайней мере, пока не будут введены новые мощности на Балтике, но к тому времени, как говорится, либо ишак, либо падишах...