ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://news.am

    10 июня 2021

    Mehr: Станет ли Россия соперником Азербайджана в коридоре Север-Юг?

    Ранее  об этом заявил Азербайджан, пишет Mehr.

    Расположение  коридора Север-Юг является одним из важнейших географических преимуществ Исламской Республики Иран, который соединяет Россию, Кавказский регион и Центральную Азию с Южной и Юго-Восточной Азией, особенно с Индией, которая имеет обширные финансовые отношения с Российской Федерацией.

    Например, объем товарообмена между Индией и Россией, согласно статистике, опубликованной Министерством иностранных дел Индии, оценивался в невероятную цифру в 11 миллиардов долларов в 2018 году.

    Мохаммад-Джавад Шахджоуи, эксперт по транспортной экономике, в интервью информационному агентству Mehr указал на долю Ирана в транзите товаров между Россией и Индией в коридоре Север-Юг.  «Если мы возьмем товарообмен между Россией и Индией на сумму 11 миллиардов долларов и  предположим, что 10 процентов этого объема торговли осуществляется через иранский маршрут, мы можем получить торговлю на сумму до 1,1 миллиарда долларов только по коридору Север-Юг. Важным моментом в этой торговле является то, что невозможно оценить точную цифру доходов Ирана от транзита товаров между Россией и Индией, но мы можем рассчитать количество груза, которое может быть пропущено через железнодорожный коридор Ирана», - сказал он.  Исламская Республика Иран может зарабатывать от 200 до 400 долларов за тонну, проходящую через железнодорожную сеть Ирана, добавил Шахджоуи.

    Али Зиаи, эксперт по экономике железнодорожного транспорта, в интервью Mehr заявил, что доход, который получает Иран от железнодорожных грузовых перевозок через страну, составляет от 75 до 100 долларов на каждую тонну. По его словам, Иран может получать доход в размере 30 миллиардов долларов ежегодно от коридора Север-Юг с существующей железнодорожной и автомобильной инфраструктурой.

    Эксперты по транзиту полагают, что если Иран завершит свою железнодорожную и автомобильную инфраструктуру, страна может получать до 1,1 миллиарда долларов дохода ежегодно от транзита товаров через Север-Юг, даже если предположить, что только десять процентов этого объема торговли проходит через Иран.

    При этом доходы Ирана, полученные только от продажи нефти в прошлом году (закончившемся 20 марта 2021 года) после введения нефтяных санкций против Ирана, составили менее 10 миллиардов долларов.

    Однако, в течение 2000-х годов, при 9-м и 10-м правительствах, стране удалось достичь рекордных 100 миллиардов долларов по продажам нефти, и такой рекорд  не повторился.

    Коридор Север-Юг в дебатах на выборах президента

    В ходе первых дебатов, состоявшихся в субботу 5 июня, только один из кандидатов в президенты поднял вопрос о завершении строительства железнодорожной инфраструктуры как одной из движущих сил экономического развития страны и заявил, что если только страна инвестирует в коридор Север-Юг и /или  введен в эксплуатацию, Иран будет получать доход в размере 30 миллиардов долларов в год.

    При этом важность развития транзитных мощностей как одного из важных источников дохода страны требует, чтобы все кандидаты на президентских выборах разъясняли и объясняли людям свою политику и планы по этому вопросу.

    Вся железнодорожная инфраструктура в коридоре Север-Юг

    Как упоминалось выше, получение таких доходов требует развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. В настоящее время коридор Север-Юг в Иране состоит из двух портов, включая порты Шахид Раджаи (Бендер-Аббас) и Шахид Бехешти (Чабахар), которые оснащены необходимой железнодорожной инфраструктурой. Следует отметить, что порт Чабахар планируется завершить в следующем году (начало работы - 20 марта 2022 года).

    Порт Шахида Раджаи в Рашт

    В настоящее время возможно активировать коридор Север-Юг, используя порт Шахид Раджаи до пограничного терминала Астара, так что недостающим звеном этого коридора является участок Рашт-Астара. Компания по строительству и развитию транспортной инфраструктуры (CDTIC) в настоящее время строит Рашт-Каспийский порт и железные дороги Рашт-Бандар-Анзели.

    Астара-Астаринская железная дорога

    Железная дорога Астара (Иран) – Астара (Азербайджан) была введена в эксплуатацию в 2018 году, эта железная дорога связана с Россией и Финляндией через Азербайджанскую Республику.

    Заброшенная железная дорога Иран-Армения от границы Джульфы

    Существует также заброшенная железная дорога между Ираном и Арменией от границы Джульфа, которая в настоящее время не используется. Необходимость активизации этой железной дороги была подчеркнута министром дорог и городского развития Ирана Мохаммадом Эслами во время  визита в Республику Армения в прошлом месяце.

    Следует отметить, что в случае перезапуска этой железной дороги, (только очень ограниченная часть этой железной дороги нуждается в восстановлении),  и учитывая, что Армения передала эксплуатацию своей железной дороги россиянам, можно будет использовать коридор Баку-Карс.

    Эта железная дорога (Иран-Армения) была закрыта в течение многих лет и в настоящее время является единственным железнодорожным соединением с Арменией через Грузию, но российская компания готова транспортировать иранские транзитные грузы в Россию и Среднюю Азию.

    Железная дорога Горган-Инчех Борун

    Железная дорога Горган-Инчех Борун, введенная в эксплуатацию в 2015 году, соединяет иранскую железную дорогу с Туркменистаном. Железная дорога соединена со странами Центральной Азии до востока России. При этом большинство развитых и населенных пунктов России (Москва и Санкт-Петербург) находятся в западной части страны, что делает ее менее выгодной с экономической точки зрения.

    Морские пути в Россию и Среднюю Азию

    Кроме того, если железная дорога будет связана с Бандар-Энзали, есть возможность прямого транзита товаров из порта Шахид Раджаи в порты Анзали, Каспия и Астара, а затем на пароме в порт Астрахань в России.

    С другой стороны, порт Амирабад в восточной провинции Мазандаран также связан с железнодорожной сетью страны, и благодаря его портовой инфраструктуре Ро-Ро (возможность посадки грузовиков на судно) налажены регулярные обмены с восточными портами Каспийского моря, включая Туркменбаши в Туркменистане и Актау в Казахстане.

    Значение коридора Север-Юг для России и Азербайджана

    Премьер-министр Азербайджана  во время своего визита в Иран в 2015 году в беседе с бывшим министром дорог и городского развития Ирана одобрил предоставление объектов на сумму 500 миллионов долларов и участие Азербайджанской Республики при строительстве участка железной дороги Решт-Астара. Но эта сумма еще не была выделена Ирану, и кажется, что выделение этой суммы Ирану было полностью отменено.

    На прошлой неделе глава Организации содействия торговле Ирана (TPOI) и заместитель министра промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Хамид Задбум во время своего визита в Москву заявили о готовностт Российской Федерации к развитию железнодорожной инфраструктуры в коридоре Север-Юг.  Похоже, что Россия собирается развивать и строить железную дорогу Решт-Астара, добавил он.

    Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) на встрече с заместителем Министерства промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Ирана заявил, что Российский экспортный центр готов  предоставить услуги российских компаний по строительству участка Север-Юг в Иране.

    Более вероятно, что предоставление части финансирования, необходимой для завершения железнодорожной инфраструктуры коридора Север-Юг, будет передано России, а не Азербайджану, подчеркнул Задбум.