• 24 августа 2022

    Российские претенденты на дно

    Российские претенденты на дно
    На фоне ухода из России большой четверки европейских дноуглубительных компаний, на конкурсы по работам в Арктике стал выходить российский бизнес. Так заявку на ремонтные дноуглубительные работы в навигацию 2022 года на подходном канале и акватории терминала «Утренний» в порту Сабетта проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа за 246,6 млн руб. подало АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Эксперты отмечают, что еще несколько отечественных компаний могут активизировать участие в аукционах, а выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. 
    АО «МРТС» стало единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе ФГУП «Гидрографическое предприятие» на дноуглубление терминала «Утренний» в порту Сабетта (Ямал) за 246,6 млн руб., следует из протокола, размещенного на портале госзакупок. Итоги конкурса планируется подвести 9 сентября. 
    Терминал «Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа. Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности, а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Подходной канал к терминалу Утренний длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Общий объем дноуглубительных работ для терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 составит порядка 60 млн куб. м. Стоимость дноуглубительных работ составляет 37,5 млрд руб. Полная стоимость СПГ-терминала Утренний составляет 95,7 млрд руб. При этом проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ. 
    Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта Арктик СПГ-2.
    Справка: ФГУП «Гидрографическое предприятие» (предприятие госкорпорации «Росатом») осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории СМП, включающее в себя изучение подводного рельефа дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне и обеспечения акватории СМП средствами навигационного оборудования, а также информирования мореплавателей об изменениях навигационной обстановки. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.
    Дноуглубительные работы на акватории терминала «Утренний» Гидрографическое предприятие осуществляет с 2019 года. Общий объем грунта, извлеченного за три года, превысил 24 млн куб. м. 
    В МРТС запрос PortNews не прокомментировали. В «Гидрографическом предприятии» не комментируют результаты конкурса до подведения итогов. 
    Как писал ранее PortNews https://portnews.ru/comments/3179/, подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах.
    На сегодняшний день российский рынок дноуглубления зависим от участия иностранных компаний. В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС.
    Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры. Крупнейшие операторы российского морского флота самоотвозных землесосов — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному – ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО. 

Капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн куб. м вплоть до 2025 года. Сюда входит дноуглубление в проекте реконструкции Морского канала в Обской губе, у нефтяного терминала «Порт бухта Север», развитие терминала «Утренний», дноуглубительные работы при строительстве морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения и универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын. 

Невозможно отказаться и от задач ремчерпания. Так, только в Обской губе (Морской канал, морской порт Сабетта и терминал Утренний) ремонтное дноуглубление в 2022 году составит до 1 млн куб. м., а в 2023 году – уже не менее 3 млн куб. м, с учетом завершения проектных дноуглубительных работ. После 2024 года для обеспечения безопасного движения судов ежегодно в Обской губе необходимо будет поднимать более 5 млн куб. м грунта, наносимого подводными течениями.

    На фоне ухода из России большой четверки европейских дноуглубительных компаний, на конкурсы по работам в Арктике стал выходить российский бизнес. Так заявку на ремонтные дноуглубительные работы в навигацию 2022 года на подходном канале и акватории терминала «Утренний» в порту Сабетта проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа за 246,6 млн руб. подало АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Эксперты отмечают, что еще несколько отечественных компаний могут активизировать участие в аукционах, а выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. 

    АО «МРТС» стало единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе ФГУП «Гидрографическое предприятие» на дноуглубление терминала «Утренний» в порту Сабетта (Ямал) за 246,6 млн руб., следует из протокола, размещенного на портале госзакупок. Итоги конкурса планируется подвести 9 сентября. 

    Терминал «Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа. Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности, а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Подходной канал к терминалу Утренний длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Общий объем дноуглубительных работ для терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 составит порядка 60 млн куб. м. Стоимость дноуглубительных работ составляет 37,5 млрд руб. Полная стоимость СПГ-терминала Утренний составляет 95,7 млрд руб. При этом проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ. 

    Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта Арктик СПГ-2.

    ФГУП «Гидрографическое предприятие» (предприятие госкорпорации «Росатом») осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории СМП, включающее в себя изучение подводного рельефа дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне и обеспечения акватории СМП средствами навигационного оборудования, а также информирования мореплавателей об изменениях навигационной обстановки. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.

    Дноуглубительные работы на акватории терминала «Утренний» Гидрографическое предприятие осуществляет с 2019 года. Общий объем грунта, извлеченного за три года, превысил 24 млн куб. м. 

    В МРТС запрос PortNews не прокомментировали. В «Гидрографическом предприятии» не комментируют результаты конкурса до подведения итогов. 

    Как сообщал ранее PortNews, подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах.

    На сегодняшний день российский рынок дноуглубления зависим от участия иностранных компаний. В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС. 

    Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры. Крупнейшие операторы российского морского флота самоотвозных землесосов — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному – ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО. 

Капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн куб. м вплоть до 2025 года. Сюда входит дноуглубление в проекте реконструкции Морского канала в Обской губе, у нефтяного терминала «Порт бухта Север», развитие терминала «Утренний», дноуглубительные работы при строительстве морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения и универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын.

    Невозможно отказаться и от задач ремчерпания. Так, только в Обской губе (Морской канал, морской порт Сабетта и терминал Утренний) ремонтное дноуглубление в 2022 году составит до 1 млн куб. м., а в 2023 году – уже не менее 3 млн куб. м, с учетом завершения проектных дноуглубительных работ. После 2024 года для обеспечения безопасного движения судов ежегодно в Обской губе необходимо будет поднимать более 5 млн куб. м грунта, наносимого подводными течениями.

    В правительстве и ранее поднимался вопрос о создании собственной дноуглубительной компании, однако пока конкретных решений по этому вопросу не принято. По оценкам «Гидрографического предприятия», на первом этапе с 2023 по 2028 год необходимо рассматривать возможность строительства не менее четырех различных вспомогательных судов оценочной стоимостью около 140 млн евро (оценка была сделана на основании предложений европейских верфей).  В дальнейшем технический флот потребует увеличения. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций может составить более 200 млн евро.  Учитывается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке.
    Эксперты пока скептически относятся к идее создания на базе арктического «Гидрографического предприятия» новой дноуглубительной компании. В этой ситуации глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. Кроме этого, подчеркивает эксперт, для деятельности в российской Арктике требуется время для мобилизации судов к месту работ. 

    В правительстве и ранее поднимался вопрос о создании собственной дноуглубительной компании, однако пока конкретных решений по этому вопросу не принято. По оценкам «Гидрографического предприятия», на первом этапе с 2023 по 2028 год необходимо рассматривать возможность строительства не менее четырех различных вспомогательных судов оценочной стоимостью около 140 млн евро (оценка была сделана на основании предложений европейских верфей). В дальнейшем технический флот потребует увеличения. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций может составить более 200 млн евро.  Учитывается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке.

    Эксперты ранее отмечали, что скептически относятся к идее создания на базе арктического «Гидрографического предприятия» новой дноуглубительной компании. Однако в нынешней ситуации глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. Кроме этого, подчеркивает эксперт, для деятельности в российской Арктике требуется время для мобилизации судов к месту работ. 

    После публикации материала заместитель гендиректора по инжинирингу и развитию ООО «МРТС Холдинг» Линар Гатауллин через пресс-службу сообщил, что работы необходимо выполнить в период летней навигации 2022 года и в их рамках будет задействован собственный флот компании - до двух самотвозных земснарядов. Участие в последующих госконкурсах на дноуглубление в МРТС оставили без комментариев. 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен