• 2 сентября 2021

    Создаем точки притяжения

    О реализации проекта «Новый Мурманск» рассказал в интервью ИАА «ПортНьюс» управляющий ООО «Культурно-деловой центр «Новый Мурманск» Алексей Тюкавин

    - Алексей Михайлович, проект «Новый Мурманск» предполагается реализовать на территории судоремонтного завода. Насколько это экономически целесообразно, возможно, стоило бы подумать над возрождением завода или над размещением на данном участке морского терминала?
     
    Давайте сразу уточним - бывшего судоремонтного завода. Мурманский СРЗ ММФ обанкротился уже много лет назад. Причём причиной банкротства, прежде всего, послужило отсутствие на протяжении длительного времени достаточного объема заказов на ремонт судов. В результате, завод стал терять специалистов, оборудование устарело или пришло в негодность, инфраструктура обветшала. Сегодня завод представляет из себя довольно удручающее зрелище. Да, теоретически, при наличии инвестиций завод можно восстановить.

    Однако следует иметь в виду, что требования к судоремонтному предприятию сегодня серьезно изменились. Значительно выросли водоизмещение и размеры судов, заходящих в Мурманский порт, и теперь далеко не все из них могут пришвартоваться к причалам завода, максимальная проектная глубина которых не превышает 8 метров. Гораздо более сложным стало оборудование судов, повысился уровень их автоматизации, что привело к изменению технологии их ремонта. Все больше применяется агрегатный метод ремонта с привлечением сервисных специалистов заводов-изготовителей соответствующего судового оборудования и систем.

    Чтобы возродить завод, сделать его соответствующим современным потребностям в судоремонте, нужно, по сути, снести всю существующую инфраструктуру, за исключением, пожалуй, корпусного цеха,  и построить новый завод. Не считаю, однако, правильным, что столь кардинальное решение следует реализовывать в центре города. Реализующийся проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла создаёт широкие возможности для переноса производственных мощностей морского порта на Западный берег Кольского залив. Это касается как перевалки грузов, так и другой сопутствующей деятельности, в том числе судоремонта.

    Кроме того, напомню, что в Кольском заливе работают еще 4 гораздо более крупных судоремонтных завода (35СРЗ, 82СРЗ, 10СРЗ и СРЗ Нерпа), производственные мощности которых также не загружены полностью. Дополнительно к этому серьезную собственную судоремонтную базу создаёт также Атомфлот. Совсем недавно они заключили контракт на строительство большого плавдока, который сможет принимать новые ледоколы типа «Арктика». Так что не факт, что восстановление судоремонтного завода, равно как и строительство на его территории еще одного терминала по перевалке грузов, учитывая ограничения, которые накладываются в связи с близостью селитебной зоны города, будут иметь экономическую целесообразность.

    С другой стороны, реновация данной территории и превращение ее в новое общественное пространство с выходом к Кольскому заливу позволяет повысить комфортность проживания в центре города и создать новые точки притяжения для жителей и гостей города Мурманска и Мурманской области. Напомню, что территория бывшего СРЗ находится в 10 минутах пешком от центральной площади города «Пять Углов» рядом с музеем ледокол «Ленин» и морским вокзалом, небольшая набережная которого уже сегодня является популярным местом времяпрепровождения жителей города, особенно, молодёжи. При этом создание, по сути, в центре города у залива современного культурно-делового центра международного масштаба, несомненно, будет содействовать социально-экономическому развитию города Мурманска и региона в целом, увеличению туристического потока, появлению новых рабочих мест.

    Согласно разработанной Стратегии развития территории (мастер-плана) реализация проекта даст прирост ВРП области свыше 5 млрд рублей в год как за счет прямого экономического эффекта, так и посредством косвенного влияния на развитие экономики региона. Проект принесёт до 6 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так что, как видите, определенная экономическая целесообразность присутствует как раз в проекте «Новый Мурманск».  

    - Планируется ли в рамках проекта сохранить дух прошлого использования участка, например, оставить какие-то краны, причалы, как это сделано, например, в Гамбурге на бывшей портовой территории?

    Да, конечно, мастер-планом предусматривается сохранить дух портовой территории. В частности, планируется сохранить пространственные характеристики и аутентичность фасадов зданий технической службы морского пароходства и заводоуправления, являющихся памятниками эпохи советского модернизма. Естественно, что оба здания подвергнутся реставрации и внутренней модернизации, после чего в них будут созданы современные офисные пространства, прежде всего для компаний-резидентов ТОР «Столица Арктики». Планируется использовать имеющееся на территории завода здание корпусного цеха, обладающего уникальными пространственными характеристиками. Предполагается после реконструкции с сохранением внешнего облика цеха разместить здесь концертно-выставочную площадку, фуд-холл и первую очередь конгресс-центра. При благоустройстве территории предполагается использовать многочисленные заводские артефакты (краны, якоря, кнехты и т.п.), также позволяющие сохранить уникальный образ портовой территории.

    - Какова транспортная доступность данной зоны, потребуется ли строительство новых дорог, организации маршрутов общественного транспорта?

    Это очень важный вопрос, так как согласно оценкам разработчиков мастер-плана, новую территорию смогут посещать до 1,8 млн человек в год. Поэтому основным объектом проекта, который должен быть создан в первую очередь, является крытый тематический мост-парк, который обеспечит комфортную пешеходную связь создаваемой территории с площадью железнодорожного вокзала и выходом на площадь «Пять Углов». В основе идеи парка лежит представление четырех климатических зон с Юга на Север, которые будут передавать ландшафт Кольского полуострова и особенности флоры региона. Протяженность моста-парка всего 480 метров, однако, зеленое пространство парка планируется дополнить рядом коммерческих сервисов и общественной инфраструктурой для комфортного времяпровождения: зонами отдыха с детскими площадками и заведениями общественного питания, магазинами сувениров, арт-объектами и т.п.  В части парка со стороны залива предполагается создание интерактивного музея Арктики, который должен стать один из главных генераторов культурно-событийного наполнения всей территории проекта «Новый Мурманск».

    Планируется, что, помимо постоянной экспозиции, рассказывающей об истории освоения Арктики и Северного морского пути, предприятиях и жителях Мурманской области, внесших значительный вклад в эту работу, музей будет предоставлять площадки для привозных экспозиций и выставок, проведения лекций, презентаций и других различных перформансов. Завершаться парк будет закрытой смотровой площадкой, с которой посетители круглый год смогут любоваться видами на Кольский залив, а зимой заниматься «охотой» за северным сиянием.

    Понятно, что многократно возрастет и нагрузка на улично-дорожную сеть, связывающую территорию культурно-делового центра «Новый Мурманск» с городом. В связи с этим планируется расширение проезжей части улиц Траловая и Портовый проезд, ведущих к Морскому вокзалу, реконструкция транспортной развязки под железнодорожным мостом на съезде в портовую зону с улицы Книповича, строительство автомобильного путепровода над железнодорожными путями на улице Портовый проезд со стороны площади Спорта. Скорее всего, потребуются решения и по модернизации улично-дорожной сети в центре города Мурманска, изменение маршрутов движения общественного транспорта. Над всеми этими вопросами сегодня уже работает созданная при правительстве области специальная рабочая группа.     

    - Каким будет архитектурный облик проекта?

    Мы рассчитываем создать выразительный архитектурный облик проекта «Новый Мурманск». С учетом описанного выше сохранения идентичности облика некоторых зданий, использования артефактов мы хотим показать историю этого места. А строительство новых современных зданий позволит образовать выразительный ансамбль, который можно будет наблюдать как со стороны залива, так и находясь на территории «Нового Мурманска». Для единства и связанности визуального облика проекта устанавливаются объемно-пространственные ограничения и вырабатываются рекомендации по использованию строительных материалов.

    - Какова финансовая и организационная схема данного проекта, соотношение частных и государственных инвестиций, их общий объем, источники финансирования?

    Общий расчетный объем капитальный вложений на создание культурно-делового центра «Новый Мурманск» на сегодня оценивается в сумму около 16 млрд рублей. Поскольку проект является, по сути, проектом развития территории, он связан с большим объемом затрат на снос старых цехов завода, подготовку участка для строительства и обеспечению его необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Кроме того, ряд планируемых к созданию объектов, таких как описанный выше тематический мост-парк с музеем Арктики, конгресс-центр международного уровня с необходимым количеством крытых и открытых парковочных площадей, имеют довольно низкие инвестиционные показатели и долгую окупаемость. Поэтому их создание, скорее всего, будет организовано на принципах государственно-частного партнерства.

    Это все обуславливает то, что источником для порядка 48% указанных выше капитальных затрат на реализацию проекта будут являться инвестиции из бюджетов всех уровней. Порядка 33% затрат мы планируем привлечь в качестве заемных средств. При этом мы рассчитываем в этой работе на помощь государственных институтов развития, прежде всего корпорацию ВЭБ.РФ, с которой на прошедшем в июне сего года форуме ПМЭФ-2021, правительство области и Министерство развития Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение о сотрудничестве при реализации проекта «Новый Мурманск». Также мы рассчитываем, что порядка 19% затрат будут обеспечены собственным капиталом коммерческих инвесторов, ряд из которых уже сегодня активно присматриваются к проекту.

    Что касается организационной структуры реализации проекта, то, в дополнение к вышеупомянутой мной рабочей группе в правительстве области, которую, кстати, возглавляет лично Губернатор Андрей Владимирович Чибис, Корпорацией развития Мурманской области создано ООО «Культурно-деловой центр «Новый Мурманск», которое предполагается сделать главной проектной компанией проекта. Я в начале этого года стал управляющим данной компанией и сейчас активно занимаюсь формированием проектной команды и организацией ее работы.

    По заказу ООО «КДЦ «Новый Мурманск» расположенная в Москве международная архитектурно-консалтинговая компания «КБ Стрелка» выполнила разработку уже упоминавшейся мной выше Стратегии развития (мастер-план) территории проекта «Новый Мурманск». На основании этого мастер-плана мы совместно с правительством области приступили к структурированию проекта и его отдельных частей, поиску инвесторов и определению источников бюджетного финансирования. Уже есть первые успехи. Буквально неделю назад Государственная комиссия под руководством вице-премьера М. Ш. Хуснуллина согласовала отбор проекта «Новый Мурманск» для его финансирования из Федерального бюджета путем предоставления инвестиционного бюджетного кредита в размере 3,4 млрд рублей.        

    - В Санкт-Петербурге также активно обсуждается проект переноса портовых мощностей из исторических районов. Может ли ваш опыт пригодиться в городе на Неве?

    На самом деле, наш опыт в реализации проекта пока не очень велик, однако мы будем рады, если в руководстве уважаемой Северной столицы нашей страны найдут полезными сформулированные нами подходы к реализации такого рода проектов. Мы также с огромным удовольствием воспримем любую встречную помощь и советы по реализации нашего проекта.     


Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен