• 10 августа 2017

    Уголь и экология – вещи совместимые

    Уголь является самым перспективным грузом для дальнейшего наращивания портовых мощностей России. При обилии угольных терминалов в России, специализированных – пока всего четыре. Остальные занимаются перевалкой угля без использования современных технологий защиты окружающей среды, однако ситуация может измениться благодаря новым законодательным инициативам, которые заставят стивидоров, оперирующих неспециализированными терминалами, закупать соответствующее оборудование и системы, либо уходить с рынка.


    В настоящее время в России действуют четыре специализированных угольных терминала: АО «Восточный порт», ЗАО «Дальтрансуголь» (Дальний Восток), АО «Ростерминалуголь» (Балтийский бассейн) и, с определенными оговорками, АО «Торговый порт Посьет» (Дальний Восток). Остальные терминалы (их порядка двух десятков)  занялись перевалкой угля ситуативно и изначально не были предназначены для работы с углем. Их владельцы не осуществляли масштабных инвестиций в оборудование терминалов современными технологиями пылеподавления и работы с вагонами, перевалка на них осуществляется наиболее экологически грязным грейферным способом.

    После обращения жителя г. Находки в ходе «прямой линии» к президенту России Владимиру Путину с жалобой на проблему угольной пыли из-за перегрузки угля открытым способом в портах города, возник ряд законодательных инициатив, направленных на предотвращение пыления угля в черте населенных пунктов и ущерба здоровью проживающих там граждан.

    Первоначальный проект закона был достаточно радикален и предполагал запрет на открытую перевалку и хранение угля в портах РФ. Однако это вызвало критику со стороны экспертного сообщества, поскольку в случае полного запрета на открытое хранение угля все существующие терминалы, в том числе специализированные и экологически чистые, вынуждены были бы прекратить свою работу. Кроме того, закрытое хранение угля создает дополнительные угрозы и противоречит мировой практике, которая на сегодняшний день не знает примеров полностью закрытых угольных терминалов, осуществляющих перевалку угля в объемах, сопоставимых с грузооборотом крупнейших угольных терминалов России, таких как «Восточный порт» или «Ростерминалуголь».

    Полностью закрытая технология, не допускающая контакт пылящих грузов с внешней средой, связана с рисками самовозгорания угля на крытых складах и взрывоопасности при определенной концентрации угольной пыли, при этом закрытое хранение угля полностью не исключает вредного воздействия на окружающую среду.

    Открытые площадки перевалки угля используются во всём мире. В Роттердаме (Нидерланды) терминал расположен вблизи жилого сектора, как и во многих других мировых портах, где миллионы тонн угля соседствуют с жилыми домами. При этом экологическая обстановка остаётся в норме, благодаря специализированному оборудованию и современным технологиям перевалки угля, которые в России также применяются на упомянутых специализированных терминалах.


    Учитывая указанные аргументы против полностью закрытого способа хранения угля, законопроект был доработан. Новый вариант документа обязывает владельцев морских терминалов, занимающихся перевалкой и обработкой угля в границах населенных пунктов, снизить выбросы вредных веществ с применением наилучших доступных технологий. Устанавливать требования к оборудованию должно правительство России. Вступление в силу закона запланировано на январь 2018 года. Стивидоры обязаны установить оборудование до 1 июля 2019 года.

    Куда ходить за примерами?

    Российским стивидорам, желающим заниматься перевалкой угля, за примерами не обязательно далеко ходить. Ведь в России уже имеются терминалы, оборудованные самыми современными технологиями безопасной работы с углем. В настоящий момент крупнейшими из них являются «Восточный порт» и «Ростерминалуголь». Безопасная работа с углем начинается уже с этапа проектирования терминала и выбора места для него. Указанные терминалы изначально создавались и строились для осуществления грузовых операций с углем. Поэтому уже на этапе проектирования предусматривались следующие аспекты: градостроительные нормы (месторасположение вдали от жилых массивов); технические решения, направленные на сохранение экологии и окружающей среды; соблюдение экологических стандартов и требований; наличие лабораторий по контролю, мониторингу и предотвращению выбросов в атмосферу и в водную среду.

    Для безопасной перевалки угля необходимо использование специализированной высокотехнологичной техники (вагоноопрокидыватели, конвейеры, стакеры, реклаймеры и судопогрузочные машины), позволяющей оперативно обрабатывать большие объемы угля и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду.

    Для каждого участка технологического процесса перевалки угля на терминалах предусмотрены уникальные решения по обеспечению экологической безопасности и исключению пыления.

    Участок выгрузки вагонов

    На участке выгрузка осуществляется высокотехнологичными и полностью автоматизированными вагоноопрокидывателями, расположенными в закрытом здании, внутри которого установлены мощные циклонные системы аспирации воздуха и системы пылеподавления «сухой туман». Вход в здание вагоноопрокидывателей примыкает к ветрозащитным сооружениям общей протяженностью 600 м, которые рассчитаны на одновременный прием 80 вагонов. Выход для вагонов из здания оборудован скоростными воротами. Данная технология исключает распространение угольной пыли и снижает уровень производственного шума.

    Участки транспортировки и складирования угля

    Конвейерные системы терминалов защищены боковой и верхней (дуговой) ветрозащитой. Пересыпные станции оснащены системами аспирации и орошения.

    На складах терминалов (угольные штабели) используются круглогодичные автоматизированные системы пылеподавления: устройства аспирации и орошения (применяются при плюсовых температурах), снегогенераторы (при отрицательных температурах). Стреловые конвейеры складских перегрузочных машин (стакеров и реклаймеров) закрыты боковой ветрозащитой. Приемные бункеры стакеров закрыты герметичными кожухами.

    Участок погрузки на суда

    Инновационные судопогрузочные машины по телескопическому желобу подают уголь непосредственно в трюмы балкеров, что исключает попадание угля и угольной пыли в акваторию бухты при погрузке на суда. Стреловые конвейеры судопогрузочных машин оборудованы ветрозащитой.

    Дополнительные меры защиты экологии

    Дополнительные меры включают в себя установки для очистки воздуха, работающие в круглосуточном режиме, многоуровневые системы очистки воды, используемой в производстве; инновационные системы многоуровневой фильтрации и современные комплексы очистных сооружений, позволяющие обеспечивать сбор осадков с поверхности угольных терминалов, не допуская их прямого попадания в морскую акваторию, с последующим доведением стоков до показателей рыбохозяйственных водоемов; cобственные аккредитованные экологические лаборатории для мониторинга состояния атмосферных и водных ресурсов; новейшие беспилотные летательные аппараты специального назначения для наблюдения за акваторией и объектами терминалов.

    Международные сертификаты (ISO)

    На терминалах функционирует система экологического менеджмента, соответствующая требованиям международного стандарта 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», область сертификации «Перевалка грузов в морском порту». Предприятия прошли международную сертификацию на соответствие данному стандарту.

    Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен