Эволюция таможенных складов

Импортёрам нужен склад

В Большом порту Санкт-Петербург не хватает таможенных складов. Поэтому участники ВЭД часть грузов вынуждены хранить в соседних странах, что приводит к увеличению стоимости доставки. Для решения этой проблемы в ММПК «Бронка» планируется построить современный таможенный склад.

Импортёрам нужен склад
В Большом порту Санкт-Петербург не хватает таможенных складов. Поэтому участники ВЭД часть грузов вынуждены хранить в соседних странах, что приводит к увеличению стоимости доставки. Для решения этой проблемы в ММПК «Бронка» планируется построить современный таможенный склад. 
В настоящее время в Большом порту Санкт-Петербург всего два таможенных склада: ОАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» (2090 кв. м) и ЗАО «Судомех Саплай» (985,60 кв. м). Один из них расположен на территории «Северной  верфи» - режимного предприятия, согласование проезда по территории которого может продолжаться несколько дней. Оба склада предназначены, прежде всего, для хранения судовых припасов, мест для других грузов не остается. 
Остальные таможенные склады расположены за пределами порта - в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни. Это таможенный склад ООО «Восход» (площадь – 728,23 кв. м), ООО «Би Лоджистик» (720,66 кв. м), ООО «Тамарикс» (площадь – 222,10 кв. м), ООО «Парголовский ТЛК» (площадь – 268,51 кв. м), ООО «Морские ворота» (площадь – 436,76 кв. м).
Этих мощностей недостаточно для того, чтобы удовлетворить спрос на услуги таможенных складов. Поэтому участникам внешнеэкономической деятельности для маркировки, переупаковки, упаковки, сортировки и других операций приходится перемещать товары на площадки действующих в регионе таможенных складов по процедуре таможенного транзита. Это приводит к увеличению затрат грузовладельцев и срока прохождения товарами операций в морском порту. Чтобы избежать подобных сложностей, российские импортеры предпочитают использовать склады в странах Прибалтики и Финляндии.
Открытие нового полноценного таможенного склада в Большом порту Санкт-Петербург повысит привлекательность порта, его конкурентоспособность, привлечет новых клиентов, которые заинтересованы получать полный перечень услуг в месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Потенциально интересной территорией для размещения нового таможенного склада может стать многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» (оператор - ООО «Феникс»), выгодно расположенный за пределами центральных районов города, ближе к выходу из Невской губы и с прямым выездом на Кольцевую автодорогу, считают в ООО «Феникс».
Запрос бизнеса 
Бизнес заинтересован размещать грузы на площадке таможенного склада в Большом порту Санкт-Петербург. Как рассказали в компании «Сардис» (импортирует природный отделочный камень в блоках по 20-30 тонн из Испании, Индии, Китая, ЮАР и Бразилии), предложение услуг таможенного слада на территории ММПК «Бронка» может решить проблемы логистики судовых партий каменных блоков через порт Санкт-Петербург. Кроме этого, отметил  генеральный директор ГК «Сардис» Степан Рощупкин, наличие современного таможенного склада создаст базу для предложения новых видов отделочного камня в России и даст возможность иностранным трейдерам проводить передачу прав собственности на территории РФ. Пока компания вынуждена использовать склады в Финляндии для долгосрочного хранения товарных партий без таможенного оформления.
«Создание полноценного таможенного склада в Санкт-Петербурге актуальная необходимость. У ГК «Сардис» есть успешный опыт пользования таможенными складами в Хамине и Клайпеде для перевалки сырья - мраморных и гранитных блоков. Создание подобного склада в Санкт-Петербурге позволит оптимизировать логистическую схему и будет способствовать появлению новых возможностей для развития сырьевой базы камнеобрабатывающей отрасли России», - считает Степан Рощупкин.
«При перемещении товаров по процедуре таможенного транзита могут возникнуть значительные издержки. При малейшем несоответствии маркировки товара требованиям законодательства участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с сомнительными альтернативами: оформлять процедуру таможенного транзита на имеющиеся в городе склады и нести серьезные затраты, или пользоваться услугами серых посредников, что фактически является нарушением действующего законодательства. В обоих случаях проигравшие стороны – участники ВЭД и государство», - поясняет руководитель по таможенному оформлению в регионах ГК «АРИВИСТ» Михаил Фишман. 
По его словам, участникам ВЭД иногда требуется оставить груз в порту на длительный срок вследствие перехода прав собственности, форс-мажора или временного отсутствия денежных средств на оплату товара и таможенных пошлин.  «Наличие таможенного склада могло бы решить подобные  проблемы, - полагает Михаил Фишман. -  Открытие современных таможенных складов позволяет создать инфраструктуру для другого амбициозного проекта - переноса маркировки подакцизной продукции в РФ, что будет способствовать созданию тысячи новых рабочих мест и увеличит поступление налогов в казну».
Генеральный директор ООО «Константа» Владимир Ярошенко считает, что бизнес заинтересован в развитие новых проектов, которые ранее в Большом порту Санкт-Петербург были невозможны.  «Порту Бронка для эффективной работы и наполняемости таможенного склада нужно детально изучить опыт партнеров в Прибалтике и Финляндии, оказывающих аналогичные услуги, и предложить лучшие решения по качеству и стоимости», - полагает он. 
Планы в дело 
Исходя из рыночной потребности, на территории ММПК «Бронка» оператор порта - компания «Феникс» - в 2018 году приступит к реализации проекта создания нового современного таможенного склада открытого типа площадью более 6 тыс. кв. м. Склад будет доступен для хранения любых товаров, и может использоваться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.
Как рассказал исполнительный директор ММПК «Бронка» Алексей Шуклецов, в составе комплекса таможенного склада  будут организованы: разгрузочно-погрузочная площадка с навесом,  зона для взвешивания товаров, системы телекоммуникационной связи. Материально-техническое оснащение склада будет соответствовать требованиям Федеральной таможенной службы России.
Открытая площадка, используемая в качестве таможенного склада, будет являться зоной  таможенного контроля,  обустроена и оборудована таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
«Наличие таможенного склада в границах порта существенно облегчит внешнеторговые операции, - отмечает Алексей Шуклецов. - Например, оплачивать налоги, пошлины за товар, помещенный на таможенный склад, можно только по факту совершения сделки, а значит, импортеру не потребуется вынимать значительные суммы из денежного оборота. Это особенно актуально при ввозе крупных товарных партий и отсутствии гарантий на быстрый сбыт».
По его словам, также таможенный склад помогает реализовать выгодную закупку крупной партии тогда, когда цены на внешнем рынке оптимальны, а продавать, когда спрос внутри страны будет благоприятным. Во внешнеторговой практике бывают случаи, когда на крупные партии еще нет четкого плана реализации, помещение такого товара на таможенный склад дает время найти покупателя на внутреннем рынке, или перенаправить на продажу в другую страну. Такая схема наиболее востребована у логистических провайдеров, в частности, при закупке крупной партии автомобилей для открытия нового автосалона.
Услуги таможенного склада также могут быть востребованы торговыми предприятиями, которые могут хранить здесь товар, поступающий в порядке замены, гарантийного послепродажного обслуживания.
Владелец товаров, помещенных под процедуру таможенного склада, может не только с разрешения уполномоченных таможенных органов, полностью подготовить партию к продаже: упаковать, рассортировать, промаркировать, но и, при необходимости, найти покупателя, которому будут переданы имущественные права. Именно покупатель будет оплачивать налоги, пошлины за ввоз в Российскую Федерацию.
Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещены товары стран Таможенного союза, предназначенные для вывоза с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. В этом случае производится освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, возмещение или возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость и акциза.
Декларантом процедуры таможенного склада может выступать иностранное лицо, имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Евразийского Экономического Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства. Эта норма позволяет производителям или отправителям доставлять, декларировать и помещать товары на таможенный склад на территории Евразийского Экономического Союза, а передавать право собственности и  оплачивать налоги, пошлины за товар, помещенный на таможенный склад можно только по факту совершения сделки.
Татьяна Вильде

 

В настоящее время в Большом порту Санкт-Петербург всего два таможенных склада: ОАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» (2090 кв. м) и ЗАО «Судомех Саплай» (985,60 кв. м). Один из них расположен на территории «Северной  верфи» - режимного предприятия, согласование проезда по территории которого может продолжаться несколько дней. Оба склада предназначены, прежде всего, для хранения судовых припасов, мест для других грузов не остается.

Остальные таможенные склады расположены за пределами порта - в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни. Это таможенный склад ООО «Восход» (площадь – 728,23 кв. м), ООО «Би Лоджистик» (720,66 кв. м), ООО «Тамарикс» (площадь – 222,10 кв. м), ООО «Парголовский ТЛК» (площадь – 268,51 кв. м), ООО «Морские ворота» (площадь – 436,76 кв. м).

Этих мощностей недостаточно для того, чтобы удовлетворить спрос на услуги таможенных складов. Поэтому участникам внешнеэкономической деятельности для маркировки, переупаковки, упаковки, сортировки и других операций приходится перемещать товары на площадки действующих в регионе таможенных складов по процедуре таможенного транзита. Это приводит к увеличению затрат грузовладельцев и срока прохождения товарами операций в морском порту. Чтобы избежать подобных сложностей, российские импортеры предпочитают использовать склады в странах Прибалтики и Финляндии.

Открытие нового полноценного таможенного склада в Большом порту Санкт-Петербург повысит привлекательность порта, его конкурентоспособность, привлечет новых клиентов, которые заинтересованы получать полный перечень услуг в месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Потенциально интересной территорией для размещения нового таможенного склада может стать многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» (оператор - ООО «Феникс»), выгодно расположенный за пределами центральных районов города, ближе к выходу из Невской губы и с прямым выездом на Кольцевую автодорогу, считают в ООО «Феникс».

Запрос бизнеса 

Бизнес заинтересован размещать грузы на площадке таможенного склада в Большом порту Санкт-Петербург. Как рассказали в компании «Сардис» (импортирует природный отделочный камень в блоках по 20-30 тонн из Испании, Индии, Китая, ЮАР и Бразилии), предложение услуг таможенного слада на территории ММПК «Бронка» может решить проблемы логистики судовых партий каменных блоков через порт Санкт-Петербург. Кроме этого, отметил  генеральный директор ГК «Сардис» Степан Рощупкин, наличие современного таможенного склада создаст базу для предложения новых видов отделочного камня в России и даст возможность иностранным трейдерам проводить передачу прав собственности на территории РФ. Пока компания вынуждена использовать склады в Финляндии для долгосрочного хранения товарных партий без таможенного оформления.

 

Степан Рощупкин «Создание полноценного таможенного склада в Санкт-Петербурге актуальная              необходимость. У ГК «Сардис» есть успешный опыт пользования таможенными складами в Хамине и Клайпеде для перевалки сырья - мраморных и гранитных блоков. Создание подобного склада в Санкт-Петербурге позволит оптимизировать логистическую схему и будет способствовать появлению новых возможностей для развития сырьевой базы камнеобрабатывающей отрасли России», - считает Степан Рощупкин.

 

«При перемещении товаров по процедуре таможенного транзита могут возникнуть значительные издержки. При малейшем несоответствии маркировки товара требованиям законодательства участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с сомнительными альтернативами: оформлять процедуру таможенного транзита на имеющиеся в городе склады и нести серьезные затраты, или пользоваться услугами серых посредников, что фактически является нарушением действующего законодательства. В обоих случаях проигравшие стороны – участники ВЭД и государство», - поясняет руководитель по таможенному оформлению в регионах ГК «АРИВИСТ» Михаил Фишман. 

По его словам, участникам ВЭД иногда требуется оставить груз в порту на длительный срок вследствие перехода прав собственности, форс-мажора или временного отсутствия денежных средств на оплату товара и таможенных пошлин.  «Наличие таможенного склада могло бы решить подобные  проблемы, - полагает Михаил Фишман. -  Открытие современных таможенных складов позволяет создать инфраструктуру для другого амбициозного проекта - переноса маркировки подакцизной продукции в РФ, что будет способствовать созданию тысячи новых рабочих мест и увеличит поступление налогов в казну».

 

Генеральный директор ООО «Константа» Владимир Ярошенко считает, что бизнес заинтересован в развитие новых проектов, которые ранее в Большом порту Санкт-Петербург были невозможны.  «Порту Бронка для эффективной работы и наполняемости таможенного склада нужно детально изучить опыт партнеров в Прибалтике и Финляндии, оказывающих аналогичные услуги, и предложить лучшие решения по качеству и стоимости», - полагает он. 

 

Планы в дело 

Исходя из рыночной потребности, на территории ММПК «Бронка» оператор порта - компания «Феникс» - в 2018 году приступит к реализации проекта создания нового современного таможенного склада открытого типа площадью более 6 тыс. кв. м. Склад будет доступен для хранения любых товаров, и может использоваться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.

Как рассказал исполнительный директор ММПК «Бронка» Алексей Шуклецов, в составе комплекса таможенного склада  будут организованы: разгрузочно-погрузочная площадка с навесом,  зона для взвешивания товаров, системы телекоммуникационной связи. Материально-техническое оснащение склада будет соответствовать требованиям Федеральной таможенной службы России.

Открытая площадка, используемая в качестве таможенного склада, будет являться зоной  таможенного контроля,  обустроена и оборудована таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

 

«Наличие таможенного склада в границах порта существенно облегчит внешнеторговые операции, - отмечает Алексей Шуклецов. - Например, оплачивать налоги, пошлины за товар, помещенный на таможенный склад, можно только по факту совершения сделки, а значит, импортеру не потребуется вынимать значительные суммы из денежного оборота. Это особенно актуально при ввозе крупных товарных партий и отсутствии гарантий на быстрый сбыт».

По его словам, также таможенный склад помогает реализовать выгодную закупку крупной партии тогда, когда цены на внешнем рынке оптимальны, а продавать, когда спрос внутри страны будет благоприятным. Во внешнеторговой практике бывают случаи, когда на крупные партии еще нет четкого плана реализации, помещение такого товара на таможенный склад дает время найти покупателя на внутреннем рынке, или перенаправить на продажу в другую страну. Такая схема наиболее востребована у логистических провайдеров, в частности, при закупке крупной партии автомобилей для открытия нового автосалона.

Услуги таможенного склада также могут быть востребованы торговыми предприятиями, которые могут хранить здесь товар, поступающий в порядке замены, гарантийного послепродажного обслуживания.
Владелец товаров, помещенных под процедуру таможенного склада, может не только с разрешения уполномоченных таможенных органов, полностью подготовить партию к продаже: упаковать, рассортировать, промаркировать, но и, при необходимости, найти покупателя, которому будут переданы имущественные права. Именно покупатель будет оплачивать налоги, пошлины за ввоз в Российскую Федерацию.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещены товары стран Таможенного союза, предназначенные для вывоза с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. В этом случае производится освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, возмещение или возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость и акциза.

Декларантом процедуры таможенного склада может выступать иностранное лицо, имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Евразийского Экономического Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства. Эта норма позволяет производителям или отправителям доставлять, декларировать и помещать товары на таможенный склад на территории Евразийского Экономического Союза, а передавать право собственности и  оплачивать налоги, пошлины за товар, помещенный на таможенный склад можно только по факту совершения сделки.

Татьяна Вильде