Инновации в дноуглублении

Стимулы для глубинного обновления

Запуск новых проектов в сфере морского и речного транспорта и запрос на повышение эффективности использования существующей инфраструктуры предполагает увеличение объема дноуглубительных работ. Для их проведения требуется современный специализированный технический флот.

В постсоветский период гражданский флот, как впрочем, и производственные мощности судостроительных заводов, а также технологии строительства судов в России практически не обновлялись. Лишь в 2006-2007 годах на государственном уровне началось обсуждение программ, направленных на возрождение гражданского судостроения в стране. «Тогда Россия была уже не в состоянии создать суда, необходимые отечественным заказчикам-потребителям. Поэтому в тот момент главной задачей было выдернуть науку и верфи из ситуации, в которой мы оказались. Основные направления возрождения судостроения были сосредоточены в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010-2020 годы)», - сказал заместитель руководителя департамента судостроения и морской техники  Минпромторга России Николай Шабликов в ходе конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованного медиа-группой «ПортНьюс» в феврале 2018г.

По его мнению, к настоящему времени в отрасли произошли позитивные изменения. Благодаря реализации этой федеральной целевой программы, а также отдельным программам господдержки. Сейчас большая часть востребованного гражданского флота серийно строится на отечественных верфях. «По дноуглубительному флоту требуются дополнительные системные решения», - констатировал Николай Шабликов.

Готовы поддержать

Минпромторг России намерен стимулировать строительство современного технического флота, запустив уже опробованные и показавшие высокую эффективность в других сферах механизмы господдержки. По словам Николая Шабликова, сейчас завершается корректировка приказа Минпромторга России № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации», выпущенного еще в 2015 году. В документе будет более 200 позиций судового комплектующего оборудования и различного типа судов, строительство которых целесообразно поддерживать, в том числе и в сегменте дноуглубительной техники.

«В документ будут включены потенциально интересные российским заказчикам суда, в том числе и дноуглубительные, которые мы способны производить в России сами или в кооперации с иностранными партнерами. Так мы сможем использовать возможности наших судостроительных, машиностроительных и смежных предприятий и применить технологии, которыми обладают наши зарубежные партнеры. Мы ставим задачу разумного импортозамещения и не предполагаем, что суда на 100% должны производиться в России. Главное - организовать производство современного оборудования  на территории Российской Федерации», - уточнил Николай Шабликов.

Также он не исключил, что действие постановления правительства №383 о субсидировании российским транспортным компаниям и пароходствам части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам при приобретении судов может быть распространено и на технический флот. «Дноуглубительная техника пока не подпадает под постановление №383, но если будет заказ отрасли на субсидирование процентных ставок на такой флот, действие документа теоретически можно расширить, - заметил Николай Шабликов. - Думаю, мы подойдем к этому достаточно гибко, и будем предлагать эту меру господдержки».

Он напомнил, что в прошлом году был введен новый инструмент господдержки -утилизационный грант. В постановлении, вводящем этот механизм, технический флот и дноуглубительная техника прописаны отдельной строкой. Документ предусматривает компенсацию судовладельцам 10% от стоимости дноуглубительного судна, но не более 70 млн руб.

«Важно, чтобы меры господдержки имели адресный характер и содействовали выполнению  инфраструктурных проектов, реализуемых на территории России», - сказал представитель Минпромторга.



Чтобы господдержка стала эффективной, следует разобраться с потребностями российских заказчиков, заметил генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров. «Необходима ясная программа, сколько и какой техники надо заказчикам для проведения дноуглубительных работ. Нет программы, нет возможности планировать и прогнозировать бизнес», - отметил он.

Согласно исследованиям, проведенных Морским инженерным бюро, ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» предусматривает строительство 22 земснарядов, что составляет лишь 30% от потребности. Полностью учтены надобности в экологическом, промерном флоте и судах постановщиках, остальные позиции технического флота вообще остались открытыми.

Время учиться  

Последние годы основным покупателем дноуглубительной техники являются госструктуры: Росморпорт, Речводпуть. Эти организации все чаще предпочитают вести дноуглубительные работы самостоятельно, постепенно сокращая долю работ, отдаваемую бизнесу. По данным генерального директора ФГУП «Росморпорт» Андрея Лаврищева, в 2018 году объем дноуглубительных работ запланирован на уровне 12,2 млн куб. м. При этом собственными силами будет выполнено около 65% ремонтного дноуглубления против 50% годом ранее.

«Жизнь заставляла нас искать пути оптимизации затрат. Поэтому мы все больше дноуглубительных работ выполняем самостоятельно и собственной техникой. Это в два раза дешевле, нежели привлекать подрядчиков», - пояснил начальник управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт»  Владимир Штрамбранд.

Он напомнил, что еще 10 лет назад предприятие приобретало дноуглубительную технику на вторичном рынке, руководствуясь принципом «проще и дешевле», чтобы можно было сразу копать, и поддерживать необходимые глубины. Потом начались тендерные закупки дноуглубительной техники у ведущих мировых компаний-производителей: IHC, Damen.


Однако стали возникать проблемы с обслуживанием: у зарубежных компаний- поставщиков отсутствовали на территории РФ склады комплектующих и запасных частей, представительства, не было сервисных инженеров для обслуживания сложной техники. При этом простой такого судна - довольно дорогое удовольствие. Возникли сложности с гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Стало очевидно, что, развивая сотрудничество с зарубежными партнерами и стимулируя их открывать свои представительства на территории России, надо начинать строить свою технику здесь.

Поэтому, сказал Владимир Штрамбранд, при закупке нового земснаряда производительностью 2000 куб. м в час для проведения дноуглубительных работ в портах Сабетта, Архангельск в Двинском заливе и Белом море одним из ключевых условий конкурса стало требование по передаче проектной документации земснаряда с правом строительство российского аналога. В конкурсе победила компания Damen, которая в 2016 году поставила земснаряд.

«Пришло время начать строить свои   земснаряды в России и учиться. Несколько лет назад «Росморпорт» после тендерных процедур подписал контракт с заводом «Красное Сормово» на строительство трех дноуглубительных судов. Третьей стороной выступила компания Damen, которая разработала проект, и поставила основное судовое оборудование. Завод «Красное Сормово» успешно справился со строительством», - рассказал Владимир Штрамбранд.  

К настоящему времени собственный дноуглубительный флот «Росморпорта» составляет более 30 судов, в том числе девять трюмных самоотвозных землесосов, три многочерпаковых земснаряда, два несамоходных рефулерных земснаряда и другая вспомогательная техника.

Время превращать стекло в золото

Кооперация отечественных предприятий с зарубежными высокотехнологичными компаниями - один из вариантов сотрудничества, позволяющий ликвидировать технологическое отставание. Во многих отраслях, например, в автопроме, уже есть примеры подобного взаимодействия. На очереди – судостроение. Но здесь такая практика встречается пока нечасто.

«При кооперации с иностранными компаниями отечественные производители рассчитывают получить доступ к технологиям, - отметил генеральный директор ООО «Завод Гидромеханизации»  Даниил Гарбуз. – Однако просто так передавать нам технологии никто не торопится. Не надо себя обманывать. Пока наш рынок мал, иностранцы будут продавать стекляшки за золото. Как только рынок вырастет, будет сформирована и утверждена программа гарантированных закупок, подтвержденная деньгами, здесь сразу появятся все иностранные компании, так же как здесь оказались автомобильные и машиностроительные предприятия», - отметил Даниил Гарбуз.

По его мнению, только когда будет сформулирован гарантированный заказ, и отечественным, и зарубежным компаниям станет интересно развивать технологии и  производственные мощности под строительство необходимой техники.

«Рано или поздно мы придем к гарантированному заказу, но у него должен быть конкретный потребитель. Большинство потенциальных заказчиков дноуглубительной техники - это государственные структуры, которые тоже зависят от возможностей государственного бюджета. Поэтому, возможно, часть дноуглубительных работ следует сохранить за рынком. Это позволит коммерциализировать процесс и привлечь заинтересованных инвесторов. Пока это идея из области фантастики, но, на мой взгляд, частный инвестор быстрее принимает, и реализует инвестиционное решение», - размышляет Николай Шабликов.

Татьяна Вильде