Как победить угольную пыль

Подход ответственного собственника

Своим мнением о роли собственника в вопросах внедрения чистых технологий для перевалки угля на неспециализированных терминалах, применяющие грейферные технологии, поделился  с ИАА «ПортНьюс» директор по развитию UCL Holding Андрей Горленко.

- Как вы оцениваете текущую ситуацию в морских угольных терминалах страны? Каковы темпы реализации проектов по созданию перевалочных мощностей?

 - В последние годы стивидорная индустрия развивалась достаточно быстрыми темпами для обеспечения экспортных потребностей российской экономики. На рынке существует профицит перевалочных мощностей, рассчитанных на переработку навалочных и генеральных  грузов. Согласно исследованиям, превышение предложения над спросом по большинству бассейнов, за исключением контейнерных терминалов  на Дальнем Востоке, сохранится  в перспективе до 2025 года.

Уголь выпадает из этого ряда. Для этого груза перевалочных мощностей уже сейчас едва- едва хватает. Мы видим, что уголь в больших количествах переваливается в странах Балтии. На горизонте 2025 года дефицит угольных мощностей не исчезнет, если рассматривать только те проекты создания новых терминалов, которые сейчас находятся на стадии строительно-монтажных работ. Дефицит здесь может смениться профицитом, если проекты, находящиеся на проектной или предпроектной стадиях, перейдут в строительную. Но это будет зависеть от того, насколько инвестиционный климат, в том числе и в стивидорной отрасли будет благоприятным.

- На примере вашего холдинга расскажите, какие меры принимаются для экологической защиты, что может стимулировать терминалы для увеличения финансирования этих программ?

- Наш холдинг, как и другие ответственные стивидоры, заботится об экологии и в тех населенных пунктах, где работают наши порты, применяет комплексные меры по защите окружающей среды. Следует подчеркнуть, в последнее время обсуждается дилемма о влиянии угольных терминалов на экологию. Считается, что специализированные угольные терминалы - это всегда хорошо с точки зрения производительности труда, применения современных технологий, скорости погрузки судов. А вот неспециализированные терминалы - это некий антоним заботы об окружающей среде. На самом деле, это не совсем верно.

В последнее время,  чтобы использовать благоприятную конъюнктуру мировых рынков многие неспециализированные терминалы, применяющие грейферные технологии, начали переваливать уголь. Но наряду с такими объектами существуют неспециализированные терминалы, которые переваливают уголь уже давно и, будучи ответственными хозяйствующими субъектами, применяют широкий комплекс защитных мер.
Образцом в этом смысле может служить Находкинский порт, в котором реализуются серьезные программы применения природоохранных технологий. «Туапсинский морской торговый порт» также системно занимается этим вопросом и применяет все основные средства и методы  снижения выбросов угольной пыли. Построен  500 метровый пылешумозащитный экран вдоль границ сухогрузного района порта. Установлены мобильные и стационарные  туманообразующие пушки, похожие  на те, которые используют на горнолыжных склонах для образования снежного покрова. Эти пушки применяют наряду с водой специальные связывающие вещества, которые обеспечивают существенное снижение пыления.

По границе территории порта в санитарной защитной зоне порта установлены  посты контроля, которые отбирают пробы воздуха. Данные этих замеров использует   Росприроднадзор и Роспотребнадзор.  Мы с удовлетворением констатируем, что с 2011 года, когда стали заметны первые результаты инвестиций в природоохранные мероприятия Туапсинского порта  - содержание пыли в воздухе по границам санитарно-защитной зоны оказалось вдвое ниже предельно допустимой концентрации.

На тему угольной пыли в портах приходится слышать разные, порой экзотические мнения. Например, говорят, что не существует  таких приборов и технологий, которые позволяют достоверно замерять концентрацию вредных веществ пыли в воздухе по границам санитарно-защитных зон. Это не так. Такие технологии, безусловно, существуют и применяются.  Если же того, что применяется, недостаточно, то законодатель вправе разобраться в вопросе, какие существуют наилучшие технологии этих измерений и обязать порты их применять.

- Согласны ли вы с утверждением, что проблема угольной пыли в меньшей степени затрагивает крупные специализированные угольные терминалы?

- Я считаю противопоставление специализированных и неспециализированных терминалов искусственным. Эти объекты, разумеется, различаются по производительности, объемам перевалки. Однако как те, так и другие могут применять или не применять средства экологической защиты.

Чтобы исключить это противопоставление, регулятор должен обеспечить выполнение нескольких простых условий: установить предельно допустимые значения на границах санитарных зон пылящих объектов и неукоснительно требовать их соблюдение вне зависимости от того, специализированный или универсальный это порт, а также обозначить наилучшие доступные технологии, которые позволяют обеспечить соблюдение этих нормативов.

- Внедрение каких решений позволяет минимизировать экологическое воздействие при перевалке угля?

 - Это различные системы туманообразования и пылеподавления с помощью водяных пушек, пыле- ветрозащитные экраны, применение уборочных машин на терминале, специальные ограждения угольных бунтов. К слову,  в Туапсинском порту в 2018 году планируется заменить двухметровые ограждения на четырехметровые, что позволит уменьшить просыпание угля на подкрановые железнодорожные пути и, соответственно, уменьшить пыление.

- Доступны ли эти технологии для собственников?

- В период с 2007 по 2011 годы общая сумма инвестиций  в технологические решения, направленные на минимизацию экологического воздействия при перевалке угля (пушки, экраны, ограждения, уборочная техника) в Туапсинском порту, составила около двух миллионов долларов.  Эти расходы не являются  недосягаемой величиной для эффективно работающего порта, но они оправданы. Повторюсь, за счет внедрения названных ранее мер защиты нам удалось снизить содержание твердой пыли по границам санитарно-защитной зоны до уровня в два раза ниже установленных нормативными актами предельно допустимых концентраций.

Заочный круглый стол организован ИАА «ПортНьюс» в партнерстве с угольным портовым холдингом ООО «Управляющая портовая компания» (является единым исполнительным органом специализированных портов с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь»). С полной версией заочного круглого стола, подготовленной в видеоформате, можно ознакомиться на сайте «ПортНьюс» >>>>
 
Подготовила Татьяна Вильде