Мнения

26 июля 2013

О развитии Транссиба и БАМа

(президент России Владимир Путин - О развитии Транссиба и БАМа)

- Нагрузка на железнодорожную сеть [Транссиба - ред.]возросла до предела, на трассе появились и так называемые узкие места. Всё это сдерживает деловую активность и в Восточной Сибири, и на Дальнем Востоке, ограничивает транзитные возможности нашей страны.

Комплексное развитие Транссиба должно раскрыть потенциал восточных территорий Российской Федерации, помочь обновлению их промышленной базы, ввести в оборот новые месторождения полезных ископаемых, укрепить статус России как ключевого звена континентальной транспортной системы.

При этом ясно, что вместе с модернизацией Транссиба необходимо существенно повысить пропускную способность Байкало-Амурской магистрали. Напомню, что расширение этих трасс заложено в Генеральную схему развития железных дорог России.

Знаю, что есть ряд идей по конкретным механизмам модернизации и Транссиба, и БАМа...

Первое. Необходимо чётко определить объёмы и направления будущих грузопотоков по Транссибу и БАМу. Новые транспортные мощности должны быть востребованы и в полной мере должны отвечать запросам растущей российской экономики.

Сегодня основные грузоотправители на восточном направлении – это сырьевые компании. И чтобы железные дороги эксплуатировались эффективно, обеспечивали планомерное освоение новых месторождений, необходимо координировать действия всех участников этого процесса, всех участников этого проекта.

Ещё раз подчеркну: вопросы тарифов перспективных грузоперевозок, их объём и направления должны быть понятны уже на текущем этапе, на этапе планирования. Какие юридические механизмы и соглашения здесь необходимы – тоже очень важно, и нужно будет тоже начать это обсуждать.

Далее. Комплексное развитие БАМа и Транссиба невозможно без укрепления соответствующей сопутствующей инфраструктуры. Речь идёт о вводе в строй новых энергоблоков и передающих сетей, портов, пограничных переходов, подъездных путей и так далее. Все эти мероприятия необходимо тщательно спланировать и просчитать.

В этой связи прошу подготовить актуализированную схему развития Транссиба, БАМа и сопутствующей инфраструктуры, провести независимый технический аудит этой схемы.

Третье. Для реализации проекта нужен строгий бизнес-план и реалистичная финансово-экономическая модель. Очевидно, что амбициозные планы обновления Транссиба и БАМа потребуют не только значительных государственных инвестиций, но и массового притока частного капитала. Как уже говорил, одна из наших главных задач – привлечь инвесторов в крупные инфраструктурные проекты.

Чтобы инвесторы приняли такое решение, они должны знать ключевые параметры этих проектов. Здесь всё должно быть прозрачно: ожидаемый операционный поток, объёмы и источники финансирования, а также условия привлечения средств, в том числе из Фонда национального благосостояния.

Подчеркну, необходимо детально структурировать организационную схему модернизации этих двух магистралей – и БАМа, и Транссиба, внимательно просчитать окупаемость проекта и возвратность инвестиций, сроки такого возврата. Предлагаю привлечь к этой работе независимого финансового консультанта, который на конкурсной основе должен быть выбран Правительством Российской Федерации. Также прошу Правительство по итогам нашего обсуждения подготовить подробный план-график дальнейших шагов по этим проектам.

Цитируется по стенограмме совещания по вопросам модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали, состоявшегося 26 июля 2013 года.