• 2 апреля 2013

    Андрей Лаврищев

    Исполнительный директор ФГУП «Росморпорт»

    О развитии морской портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне.

    По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморского бассейна занимает второе место после Балтийского бассейна. В бассейне расположены двенадцать российских морских портов. Порты Азово-Черноморского бассейна являются конечными пунктами российского участка международного транспортного коридора «Север-Юг».

    Наибольшую долю в общем грузообороте занимает порт Новороссийск – порядка 67%, что является основной причиной привлечения острого внимания к развитию Новороссийского транспортного узла.

    В 2012 году грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна увеличился по сравнению с 2011 годом на 2,3% и составил 176,7 млн. тонн (31,2% от общего грузооборота российских портов). В структуре грузооборота по направлениям преобладает экспорт (71% от грузооборота). Доля транзита и импорта составляет 19,5% и 8% соответственно.
    В связи проведением Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, ожидается резкий рост импортных грузов (оборудование, строительные материалы) через южные порты, что еще раз говорит о необходимости развития морской портовой инфраструктуры.

    Сохраняются тенденции снижения доли перевалки российских внешнеторговых грузов через морские порты Украины. Ежегодно, в силу недостаточности специализированных мощностей, высокой стоимости перевалки грузов и судозаходов и ряда других причин, в порты Украины уходит около 4,8% российских грузов.

    Через порты Украины за 2012 год перевалено 27,3 млн. тонн российских грузов. В том числе, объём перевалки сухогрузов составил 18,9 млн. тонн, наливных – 8,3 млн. тонн. Доля перевалки российской руды и минеральных удобрений в морских портах Украины остаётся довольно высокой и составляет 46,8% соответственно.

    Важнейшую роль в товарообороте причерноморских государств играет паромное сообщение.

    Необходимо отметить положительные тенденции в развитии партнерских отношений во внешней торговле между Россией и странами Черноморского бассейна. В настоящее время между портами России и Турции функционируют 14 морских линий, из них 3 автопаромные, 2 железнодорожно-паромные и 9 контейнерных линий.

    19 февраля 2013 г. Турция и Россия ввели в действие совместную железнодорожно-паромную линию порт Самсун - порт Кавказ через Черное море. Эта артерия, по предварительным оценкам экспертов, позволит увеличить грузовые перевозки между двумя странами более чем на 15%, а объем международного грузового транзита между РФ и Турцией – на 15-20% в первые годы использования данной артерии.

    Развитие морских портов Азово-Черноморского бассейна во многом будет зависеть от состояния и перспективных тенденций в портах соседних государств и в первую очередь Украины.

    Согласно проекту Стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года базовыми задачами развития Азово-Черноморского бассейна являются:

    1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры

    2. Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и обеспечение безопасности мореплавания

    3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов

    4. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства

    С целью обеспечения прогнозируемого роста грузопотока через морские порты Азово-Черноморского бассейна предполагает интенсивное развитие портовых мощностей. Таким образом, мощности портов бассейна увеличатся к 2030 году с действующих 264 млн. тонн до 412,0 млн. тонн (энерго-сырьевой сценарий) – 442,0 млн. тонн (инновационный сценарий), или на 56%-60% соответственно. Эти мощности должны отвечать как современным технологическим требованиям, так и структуре грузопереработки.

    Основными направлениями развития портовых мощностей являются строительство нового морского порта Тамань суммарной мощностью к 2020 году 93,8 млн. тонн в год, модернизация и развитие уже существующих терминалов в морских портах Туапсе, Новороссийск, Кавказ.

    Особое внимание уделяется строительству портовой инфраструктуры в рамках подготовки и проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.

    В рамках реконструкции морского порта Сочи с береговой инфраструктурой планируется создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок, способного принимать самые современные круизные суда и обслуживать пассажиров на высшем уровне. Пассажирооборот порта составит до 215 тыс. человек в год.

    Новый грузовой район морского порта Сочи в устье реки Мзымта обеспечивает строительными материалами будущие олимпийские объекты. После окончания Олимпиады эти мощности планируется переориентировать в инфраструктуру яхтинга.
    Одной из приоритетных задач, решенных в рамках Олимпийской программы, стало восстановление морских пассажирских перевозок в пределах Большого Сочи.

    В ряду приоритетных задач, во исполнение решений, принятых на совещании у Заместителя Председателя Правительства России Д.Н. Козака (Протокол № ДК-П-9-62пр от 12.04.2011), организовано регулярное паромное сообщение для перевозки грузовых автотранспортных средств и колесной техники между портами Новороссийск и Сочи (грузовой район в устье р. Мзымта). Напомню, что в результате частичного разрушения автомобильной дороги Джубга-Сочи проезд длинномерных автомобилей по указанному маршруту невозможен.

    Перевозки грузов осуществляются на специализированных автомобильных паромах: «Ulusoy-2» (вместимость до 80 АТС (16,00 x 2,55 x 4,5 м)) и «Ulusoy-6» (вместимость до 99 АТС (16,00 x 2,55 x 4,5 м)).

    В 2011 году объем перевозок составил порядка 635 тыс. тонн, в 2012 - около 1 165 тыс. тонн.

    В настоящее время оператором паромной линии является АЧБФ ФГУП «Росморпорт». Поскольку данное направление деятельности является убыточным, АЧБФ ФГУП «Росморпорт» получило в 2012 году субсидии из федерального бюджета в размере 118 691 853 рублей на компенсацию потерь в доходах, связанных с организацией паромного сообщения для доставки грузов для строительства олимпийских объектов.

    Самым крупным по грузообороту инвестиционным проектом, реализуемым в настоящее в Азово-Черноморском бассейне, является сухогрузный район порта Тамань, который предполагается построить на Таманском полуострове в рамках механизма государственно-частного партнерства. Порт будет интегрирован в систему международного транспортного коридора «Север-Юг». Основанием для строительства объекта является федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010 -2015 гг.».

    В рамках проекта планируется создать морские контейнерные терминалы, терминалы по перегрузке угля, зерна, железнорудного концентрата, минеральных удобрений; гидротехнические сооружения (судоходный подходной канал, оградительные сооружения, причалы для перегрузочных комплексов и судов обслуживающего флота); объекты железнодорожной, автодорожной и инженерной инфраструктуры.

    Грузооборот нового сухогрузного района порта Тамань к 2020 году запланирован в объеме свыше 90 млн. тонн.
    В морском порту Кавказ намечено строительство нового современного ро-ро терминала, ориентированного на обработку российско-турецких грузопотоков в объеме до 2 млн. тонн в год.

    Увеличение портовых мощностей Новороссийского порта планируется за счет реализации утвержденной инвестиционной программы развития ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (группа компаний) на 17,6 млн. тонн, реконструкции причала №4 ООО «Новороссийский мазутный терминал» на 4 млн. тонн, строительства глубоководного причала №38 в Юго-Восточном грузовом районе на 2,5 млн. тонн, реконструкции зернового терминала на территории комбината «Стройкомплект» производственной мощностью 1,3 млн. тонн в год, строительства морского терминала по перевалке светлых нефтепродуктов на 10,5 млн. тонн.

    Таким образом, исходя из заявленных планов по развитию портов, уже сегодня необходимо проработать вопрос достаточного количества судов обеспечивающего флота, развития и поддержания на высоком уровне навигационно-гидрографического обеспечения подходов и акваторий морских портов, береговых систем обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания, связи, обеспечения лоцманскими услугами морских портов.
    4
    В настоящее время для обеспечения ледокольных проводок в Азово-Черноморском бассейне используются мелкосидящие ледоколы двух проектов – 1105 и 1191, построенные в Финляндии соответственно (по проектам) в 1977 – 1978 гг. и в 1983 – 1986 гг. Нормативный срок службы (25 лет) всех 4 единиц ледоколов истек.

    Строительство 4 единиц мелкосидящих ледоколов мощностью около 4,5 МВт позволит:

    − Создать более мощные и соответствующие современным требованиям дизельные мелкосидящие ледоколы, способные осуществлять ледокольные проводки в условиях суровых зим;

    − Обеспечить безопасность мореплавания в Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах в ледовых условиях;

    − Оказать содействие аварийно-спасательным формированиям на море в ледовых условиях;

    − Заменить устаревшие и выработавшие эксплуатационные сроки мелкосидящие ледоколы.

    Сроки проектирования: 2013 год; строительства: 2014 - 2017 годы.

    Важнейшим фактором конкурентоспособности морских портов, помимо наличия развитой инфраструктуры, является должный уровень безопасности мореплавания на подходах и акваториях морских портов. Данная задача является основной для Азово-Черноморского бассейнового, Азовского бассейнового и Сочинского филиалов ФГУП «Росморпорт».

    Для решения поставленной задачи у предприятия имеется самое современное оборудование, в т.ч.:

    − Системы навигационного оборудования морских портов состоящей из 598 единиц зрительных средств навигационного оборудования.

    − Систем управления движением судов (далее – СУДС) портов Новороссийск, Туапсе, Сочи и региональной СУДС Керченского пролива.

    − Береговые станций морских районов глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в портах Сочи, Туапсе, Новороссийск, Темрюк, Таганрог и Азов.

    В 2012 году завершены работы по реконструкции систем обеспечения безопасности мореплавания (СУДС и ГМССБ) восточной части Таганрогского залива.

    В текущем году выполняется проектирование строительства СУДС порта Ейск, готовятся мероприятия по проектированию реконструкции СУДС портов Туапсе и Новороссийск, выполняются предпроектные проработки по созданию СУДС порта Ростов-на-Дону.

    Гидрографические работы в полном объеме выполняются подразделениями филиалов в морских портах Ейск, Тамань, Темрюк, Туапсе, Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог. В морских портах Анапа, Геленджик, Новороссийск, Кавказ и Сочи для выполнения промерных работ в филиалах на договорных условиях привлекаются подрядные организации, имеющие соответствующие лицензии.

    В целях использования материалов, полученных при выполнении гидрографических работ в акваториях морских портов и на подходах к ним для составления и корректуры морских навигационных карт, а также оказания услуг сторонним организациям ФГУП «Росморпорт» получена лицензия от 30.01.2012 № 77-5 00264Ф на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения.

    Ещё одним существенным фактором, определяющим конкурентоспособность портов России в Азово-Черноморском бассейне, является тарифная политика.

    О том, что величины действующих портовых сборов находится на международном уровне, говорит представленный сравнительный анализ стоимости судозаходов в сопредельных государствах.

    Кроме того, с конца 2012 года ФГУП «Росморпорт» осуществляет ряд мероприятий по совершенствованию системы взимания портовых сборов, предусматривающих снижение тарифной нагрузки для судов рыбопромыслового флота и накатных судов.
    Одновременно при разработке предложений по индексации портовых сборов предприятие придерживается принципа сохранения конкурентоспособности морских портов, в том числе и по показателям соотношения портовых сборов на 1 тонну грузооборота морских портов.

    Необходимо отметить, что все вышеперечисленные механизмы повышения конкурентоспособности российских портов в Азово-Черноморском бассейне не будут иметь успеха без эффективного взаимодействия морских портов с железнодорожным, внутренним водным и автомобильным видами транспорта.

    Требуется срочное решение проблемы так называемых «узких мест».

    Согласно Стратегии развития морских портов России на период до 2030 года в Азово-Черноморском бассейне будет наблюдаться значительная неравномерность развития различных видов транспорта. Например, несмотря на то, что к 2015 году прирост мощностей ж/д будет опережать прирост портовых мощностей (преимущественно за счет ввода 33,9 млн.тонн ж/д ветки к порту Тамань), уже к 2020 году, после того как будут введены в эксплуатацию терминалы в Тамани, дефицит железнодорожных мощностей составит порядка 26 млн. тонн.

    Вопрос определения источников финансирования развития железнодорожной инфраструктуры решается на Правительственном уровне, но требует согласованных действий и достоверной информации.

    Таким образом, нам необходимо совместно решать проблему синхронизации развития портовой и железнодорожной инфраструктуры и обеспечения их сбалансированности, ориентируясь на те целевые значения, которые поставлены перед нами стратегическими документами транспортной отрасли.

    В заключении, необходимо отметить, что успешная реализация планов по развитию портов Азово-Черноморского бассейна позволит полностью удовлетворить перспективные потребности российской экономики в перевалке внешнеторговых грузов на юге страны, уменьшит зависимость от сопредельных стран и позволит реализовать транзитный потенциал.

    Доклад сделан на заседании Морской коллегии при правительстве России, состоявшемся в Новороссийске 29 марта 2013 года, опубликован пресс-службой ФГУП «Росморпорт».



     

     


Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link