№4 (декабрь 2022)   |   Судостроение

Двойственный момент морских инноваций

После ухода с рынка зарубежных компаний внедрение высокотехнологичных отечественных разработок становится особенно актуальным направлением в судостроении. Впрочем, ажиотажного спроса на российские технологические новинки со стороны промышленности пока не наблюдается.

Отечественные разработки относятся к различным областям морского транспорта — ​от автономной навигации, подводной робототехники и пассажирского электротранспорта до цифрового моделирования гидротехнических сооружений и новых корпусных технологий в арктическом кораблестроении. Вот самые заметные проекты, которые представили участники Морского конгресса, прошедшего в начале октября в Москве.

а-Навигация

Наиболее масштабными разработками в области автономной навигации занимается признанный лидер отечественной IT-индустрии и цифровизации морской отрасли — ​группа компаний «Ситроникс» (Sitronics Group, входит в Группу АФК «Система»). Генеральный директор «Ситроникс КТ» (входит в Sitronics Group) Андрей Родионов рассказал, что по запросу судоходных компаний предприятие ведет разработку проектов, связанных с управлением караваном морских судов, делая акцент на транспортном флоте, судах ледового класса и флоте для дноуглубительных работ.

«Движение организует судно-матка с пультом управления, за которым выстраиваются последующие суда», — ​объяснил он основной принцип технологии. Помимо этого, в работе находятся два парома на линии Санкт-Петербург — ​Калининград: «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» — ​в 2023 году будет проведено их движение в автономном режиме.

По словам Андрея Родионова, в мае-июле 2022 года выполнено 52 перехода судов в автономном режиме, пройдено 1783 мили. Также ведется работа над управлением речными автономными судами. Результаты пилотного проекта в этой сфере должны быть получены к концу осени текущего года. Портфель заказов компании включает четыре судна: сухогруз, шаланду, земснаряд и танкер. Как отмечает эксперт, для развития автономного судовождения в России необходимо предусматривать возможность внедрения технологии еще на этапе строительства судна.

В качестве перспективной области применения беспилотных технологий назван и городской общественный транспорт. Так, директор СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская предполагает в обозримом будущем появление беспилотных электрических пассажирских судов на акватории Санкт-Петербурга: «Мы видим, что сейчас в ряде регионов России развивается так называемая умная навигационная обстановка, активно проводятся эксперименты по беспилотным технологиям, идет развитие электрического водного транспорта, и мне кажется, что именно у этих технологий большое будущее».



Партнеры номера