№2 (Июнь 2022)   |   Герои Арктики

Ледовый лоцман

Легендарному гидрологу, знатоку льдов Арктики, ветерану Дальневосточного морского пароходства Николаю Петровичу Бубнову исполнилось 90 лет. Вся его жизнь — это книга о трудолюбии, упорстве и романтике Севера…

Николай Бубнов родился и провел свое детство на Волге в старинном русском городе Кинешме Ивановской области. Любовь к морю зародилась еще там, на берегу великой русской реки. Отец Николая, военный моряк, служивший на линкорах, многое передал сыну.

Когда наступило время выбора профессии, Николай Петрович поступил на факультет океанологии в Высшее арктическое училище в Ленинграде. После окончания училища в 1955 году Николай Бубнов приехал во Владивосток. Первым местом его работы стало Восточное морское арктическое пароходство, подчинявшееся Главному управлению Северного морского пути при Совете министров СССР. В 1950‑х флот пароходства состоял из старых угольных ледоколов «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов» и др. Трудовой путь гидролога Николая Бубнова начался на ледоколе «Адмирал Лазарев».

Осенью 1961‑го в порт Владивосток прибыл новенький дизель-­электрический ледокол «Москва». Понимая важность профессии гидролога для труда ледокольщиков, капитан пригласил в команду Николая Бубнова. Первую зимнюю навигацию на Магадан ледокол «Москва» отработал превосходно. Руководство пароходства поспешило объявить о начале круглогодичной навигации на Магадан.

В 1962 году арктическая навигация проходила в сложнейших погодных условиях. Драматические события разыгрались в районе архипелага Новосибирских островов. Спешивший в Певек ледокол «Адмирал Лазарев» вместе с судном типа «Либерти» попали в ледовый плен в проливе Санникова. На помощь им был выслан ледокол «Москва», но едва моряки стали окалывать лед — повредили винт вместе с валом.

«Думали, застрянем надолго. Из штаба прилетел самолет, сбросил нам вымпел с ледовой картой. В письме также давались рекомендации: как подготовить команду к зимовке. Остальным пароходам не передавали эти данные по радиосвязи, чтобы не допустить панику в экипажах», — рассказывает Николай Бубнов.

Было решено отправить «гонца» от ледокола «Москва» с картами для «Адмирала Лазарева» пешком. Оба ледокола включили прожекторы, чтобы гонец не сбился с пути. «Идти не получалось. Только карабкался с одной на другую ледяную гору. И вдруг вся эта масса пришла в движение, — продолжает свой рассказ гидролог. — Представьте ощущение: как будто бы лед ­куда-то в гигантскую мясорубку уходит. …И вдруг все стихло». Николай Петрович добрался до «Адмирала Лазарева» и, обсудив ситуацию с капитаном, отправился в обратный путь.

«Вернулся на свое судно под утро. Попробовали двигаться во льдах и… пошли! Потом все надо мной смеялись: зачем вообще нужен ледокол? Судно билось, ничего не могло сделать. Гидролога пустили, тот потопал, и лед тронулся», — вспоминает Николай Бубнов.

Из-за потерявших время и израненных льдами ледоколов практически сорвались доставка грузов в порт Магадан и северный завоз 1962 года. Добыча золота на Колыме в те времена называлась «валютным цехом СССР». Золотодобытчики написали жалобу в Москву. Из ЦК пришла директива: обеспечить навигацию! А как? Ледоколы с трудом дотянули до Владивостока. К начальнику пароходства подошел Николай Бубнов: «Дайте мне полномочия, и я обеспечу вам зимнюю навигацию… без ледоколов». Это было похоже на авантюру. Требовалась хорошо организованная ледовая разведка с самолета.

Ледовая разведка в те годы была в ведении гидрометеоинститута. Облеты выполняли научные сотрудники, вместе с ними летал Николай Петрович и понимал, что за льдами они наблюдали, как требовалось для науки, но для проводки судов карту составить не могли. «Научники с пониманием отнеслись ко всем моим просьбам. Мы всю зиму встречали пароходы, которые приходили в Охотское море. С воздуха высматривали во льдах цепочку разводий, затем по состоянию молодых льдов выбирали момент, чтобы суда могли пройти через них», — рассказывает гидролог.

План Бубнова сработал. В истории отечественного судоходства это была единственная навигация без ледоколов.

В следующую уже работали ледоколы «Сибирь» и «Москва». Через два года пришли «Ленинград», следом — «Владивосток», потом — «Ермак» и «Адмирал Макаров».

По материалам группы FESCO

Фото предоставлено группой FESCO




Партнеры номера