№2 (Июнь 2022)   |   Логистика

Экспортный разворот

На фоне беспрецедентных санкций российская внешняя торговля и логистика претерпевают кардинальные изменения. Впрочем, тренд «разворота на Восток», обозначившийся еще несколько лет назад, остается прежним, изменились лишь его скорость и масштабы.

Нефтеналивные грузы

Страны ЕС договорились о введении шестого пакета санкций в отношении РФ, ограничения в котором будут распространяться на сырую нефть, а также нефтепродукты, поставляемые из России в государства — члены союза, следует из опубликованного в последние дни мая 2022 года итогового заявления на портале ЕС.

По мнению аналитиков, эти ограничения приведут к перераспределению мирового рынка нефти: ресурс из стран Ближнего Востока и Африки займет освободившуюся нишу на Западе (разумеется, по более высокой цене), в то время как нефть из России хлынет в Азию, но с дисконтом к мировому уровню цен.

Как, в свою очередь, рассказал журналистам заместитель председателя правительства России Александр Новак, для переориентации грузопотоков нефти «будут предложены наиболее эффективные варианты расширения инфраструктуры. Если говорить про ВСТО, то это один из вариантов».

В настоящее время нефть, экспортируемая по системе ВСТО, перегружается через морской терминал в Козьмино, где объем перевалки за I квартал 2022 года вырос на 8% — до 8,75 млн тонн. Для сравнения: за тот же период через порт Приморск было перегружено 10 млн тонн нефти (рост на 27%), через порт Усть-­Луга в Ленинградской области — 6,9 млн тонн (рост в 1,5 раза). В Арктике через порт Сабетта было перегружено 1,7 млн тонн нефти, через Варандей — 1,6 млн тонн, через накопители в Мурманске — 8,55 млн тонн. На Юге через НМТП было перегружено 4,8 млн тонн нефти. Нефть с сахалинских проектов экспортируется через порты Пригородное (1,2 млн тонн по итогам I квартала 2022 года) и Де-­Кастри (2,7 млн тонн).

Из этого видно, что основной объем нефти поставлялся на экспорт через порты Северо-­Запада, однако ситуация будет меняться.

«Если говорить о российских маршрутах, то следует ожидать снижения экспорта через балтийские и черноморские порты, при этом через дальневосточные порты экспорт будет только расти. Критически важно форсировать строительство порта «Бухта Север» под вывоз нефти проекта «Восток Ойл» «Роснефти», — считает заместитель руководителя отдела исследований энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН, ведущий эксперт НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Грушевенко.

Фото: Фото: Владимир Гадалкин



Партнеры номера