№1.1 (май 2022)   |   Судостроение

Док для больших судов

В мировой практике сухие доки являются ключевым сооружением верфей для строительства, спуска и судоремонта крупнотоннажных судов. Россия поэтапно решает проблему дефицита таких мощностей. В декабре 2021 года на ССК «Звезда» завершено строительство сухого дока — одного из крупнейших в мире. А в 2022 году на 35‑м СРЗ в Мурманске, входящем в состав Центра судоремонта «Звездочка», планируется завершить модернизацию еще одного крупного сухого дока.

До недавнего времени в России был только один крупный сухой док на керченском судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы, построенный еще в годы СССР. Сухой док (360×60×13,2 м) обслуживается двумя козловыми кранами грузоподъемностью 320 тонн каждый и пятью портальными кранами грузоподъемностью 80 тонн каждый. Крановое оборудование позволяет формировать корпуса судов из крупных секций и блоков весом до 600 т.

Но этого явно недостаточно для столь крупной морской державы, как Россия. Особенно если учесть общемировую тенденцию на строительство и эксплуатацию крупнотоннажного флота.

Дальневосточный гигант

В декабре прошлого года в России на ССК «Звезда» завершено строительство сухого дока, одного из крупнейших в мире. Сухой док сдан в эксплуатацию на три года раньше первоначально обозначенного срока.

Уникальное гидротехническое сооружение размером 485×114 м, глубиной 14 м дает неограниченные возможности для строительства судов любых габаритов и сложности практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. Размеры дока позволяют одновременно вести строительство сразу нескольких крупнотоннажных судов. Для обеспечения такой схемы работы используется технологический затвор, который делит площадь дока на отдельные независимые отсеки. В одном из них могут производиться строительные работы непосредственно на стапельной плите, в то время как другой может заполняться водой для последующего спуска судна на воду и выведения его в акваторию судоверфи. Транспортно-­передаточный плавучий док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 м и шириной более 50 м, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов, и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска. В доке установлен уникальный козловый кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, четыре башенных крана грузоподъемностью по 60 тонн, смонтировано насосное оборудование.