№1 (2022)   |   Акцент

Законодательные новации

Изменения в КТМ

В 2021 году в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) было внесено множество изменений. Если опустить поправки редакционного характера, такие как замена словосочетания «орган государственной регистрации» на «капитан порта» или «подъем» имущества на «удаление» имущества, то, по существу, в Кодекс были внесены два изменения.

Прежде всего это касается изменений, внесенных в связи с присоединением России к Найробийской конвенции 2007 года об удалении затонувших судов. Так, федеральным законом № 470-ФЗ от 30.12.2021 была изменена глава VII КТМ о затонувшем имуществе. Главной новеллой стало изменение статьи 113, которая касается права собственности на затонувшее судно. Теперь собственник затонувшего судна, не предоставивший капитану порта документацию по удалению такого судна, утрачивает свое право собственности. При этом его право в дальнейшем может быть восстановлено в суде. В силу закона право на затонувшее судно в случае утраты права первоначальным собственником возникает у субъекта федерации, к побережью которого ближе всего расположено судно. Указанная поправка вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Этим же № 470-ФЗ КТМ был дополнен новой главой XIX.2 «Об обеспечении ответственности за удаление затонувших судов». Основная идея этой главы — установление обязанности собственника судна осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувшего судна. Данная новелла вступит силу только в следующем году — 1 марта 2023 года.



Партнеры номера