№1 (2021)   |   Судостроение

В фарватере устойчивого развития

Интенсивность и значимость дноуглубительных работ в мире возрастает. Это стимулирует проектировщиков и производителей дноуглубительной техники создавать высокопроизводительные, экономичные суда, насыщенные экологически безопасными решениями, отвечающие требованиям устойчивого развития.

Дноуглубление имеет жизненно важное значение в сохранении портов и водных путей по всему миру открытыми для торговли, транспорта и отдыха. Ежегодно миллиарды тонн осадочных отложений, переносимых течением рек и прибрежных вод, оседают на морском и речном дне, уменьшая глубину и затрудняя судоходство.

Прежде в основном было востребовано периодическое ремонтное дноуглубление, которое выполняется силами водоохранных организаций и портовых администраций. Однако в последнее время из-за глобального изменения климата и возникших вследствие этого дополнительных осадков, которые смывают почву в водные артерии, объемы дноуглубительных работ в мире постоянно растут.

В некоторых случаях удаление такого осадка стало практически непрерывным процессом с сопутствующими неудобствами и затратами. Это стимулирует проектировщиков и производителей дноуглубительной техники совершенствовать ее и создавать высокопроизводительные, экономичные модели, насыщенные экологически безопасными решениями.

ТЕХНИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Для удовлетворения запроса на более надежную, производительную дноуглубительную технику, отвечающую высоким экологическим требованиям, группа компаний Damen Shipyards расширила линейку таких судов новыми моделями, в которых внедрены современные научно-технические разработки.

В прошлом году произошел значительный прорыв в развитии программы разработки земснарядов Damen. В декабре 2020 года первый морской комплексный земснаряд Damen (MAD) 3500 для морской добычи инертныхматериалов был передан заказчику после успешных испытаний в Черном море. Концепция земснаряда (MAD) была разработана с учетом потребности в судах XXI века, которые отличаются длительностью эксплуатации, безопасностью, эффективностью и максимальным комфортом экипажа. Присвоение нотации ECO Регистром Ллойда было обеспечено использованием ряда особенностей,
которые включают установку эффективных глушителей, использование биоразлагаемого масла во всей гидравлике и применение высокоэффективной пропульсивной системы для минимизации выбросов и расхода топлива. В частности, резкое снижение расхода топлива приводит к повышению чистоты воздуха и снижает эксплуатационные расходы.

Второй земснаряд Damen MAD 3500 строится на верфи Damen Shipyards Galati в Румынии. Такие земснаряды будут способствовать снижению затрат и уровня выбросов до минимальных значений.

Мировой тренд на ответственное отношение к окружающий среде способствует интеграции технологий электродвижения в дноуглубительный сектор. Летом 2020 года группа компаний Damen построила свой первый полностью электрический фрезерный земснаряд ECSD 650 для выполнения дноуглубительных работ в населенных и экологически уязвимых местах. Эта серия фрезерных земснарядов сможет проводить дноуглубительные работы практически с нулевым уровнем вредных выбросов. На судне ECSD 650 для обеспечения работы дноуглубительной системы используются электродвигатели, подключенные к береговому источнику питания. Это идеальный источник энергии для работы в городских и экологически чувствительных условиях, также электрическая мощность обеспечивает значительное снижение уровня шума, по сравнению с дизельными решениями.

Новый класс представляет собой адаптацию стандартного земснаряда CSD 650. Имея модульную конструкцию, оба судна могут быть разделены на части, помещаемые в контейнеры для транспортировки и последующей сборки на месте. Разница в том, что в ECSD 650 стандартные дизельные двигатели были заменены на электрические, а назначение пространства в кормовом понтоне правого борта было изменено под размещение электрического центра управления. Электрическая система земснаряда легко обслуживается экипажем без необходимой специальной подготовки. Этот концепт дополнит  проектные решения компании Damen, созданные в философии «трех Э»: экологически чистое, эффективное и экономичное.

Электрические земснаряды, такие как ECSD 650, идеально подходят для экологических и ремонтных дноуглубительных работ в местах, близких к берегу, где движение судов незначительное или его нет  совсем. Там они могут находиться в стационарном положении, пока извлекают осадок из окружающей зоны и перекачивают его прямо на берег с помощью плавучих трубопроводов. В таких ситуациях относительно просто проложить кабель питания к берегу. Там, где береговая электроэнергия недоступна, в рамках своей ведущей роли в морской электрификации Damen работает с местными подрядчиками над установкой и интеграцией стратегически расположенных точек подключения к местным распределительным сетям, чтобы обеспечить подачу электроэнергии туда, где она необходима.

Также большой интерес вызывают новые экологичные проекты самоотвозных трюмных земснарядов от Damen, анонсированные в 2019 году. Основное внимание при проектировании уделялось созданию оптимального земснаряда для технического обслуживания портов и каналов. Они отличаются лучшей производительностью по более низкой цене, чем предыдущие поколения. Пять моделей для обслуживания портов: TSHD650, TSHD900, TSHD1500, TSHD2000 и TSHD 2500 — это компактные, но высокоэффективные и экономичные суда с превосходной маневренностью, обеспеченной двойными
азимутальными системами и движителями носового подруливающего устройства. Объем грузоприемника может составлять до 2500 куб. м. Практически все техническое обслуживание может быть выполнено на плаву, а опции включают соответствие стандарту IMO Tier III и использование дизель-электрических энергоустановок. Модельный ряд многоцелевого назначения предлагает грунтоприемники объемом от 2000 до 5000 куб. м для четырех моделей глубиной до 30 м, идеально подходящие для работ по техническому обслуживанию в крупных портах и каналах, а также для капитальных дноуглубительных работ.
Все суда в портфеле дноуглубительных заказов Damen созданы с учетом требований устойчивого развития сегодня и в будущем. При этом внимание также постоянно направлено на поддержание  конкурентоспособных цен и минимизацию эксплуатационных расходов. Цифровизация и использование удаленного мониторинга для проведения профилактического обслуживания помогают максимально повысить производительность и минимизировать время простоя.

НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР
Damen поставляет суда всех типов на российский рынок на протяжении почти 50 лет, и сегодня около 20 судов Damen строятся на российских верфях по всей стране. За последние семь лет было поставлено пять самоотвозных трюмных земснарядов TSHD и два фрезерных земснаряда CSD, еще один фрезерный земснаряд CSD должен быть сдан в этом году. Damen понимает потребность в рентабельных
решениях, поддерживает идею локальных поставок и строительства, подкрепленных технической поддержкой, а также идею строительства судов класса ICE там, где это необходимо. Приверженность группы компаний Damen российскому рынку также была подтверждена открытием в июле 2019 года компании Damen Engineering в Санкт-Петербурге. Новая компания предоставляет услуги в разработке эскизной и рабочей проектной документации, а также поддержку на местах в рамках российских и других судостроительных проектов, фокусируясь на судах, строящихся частично или полностью по требованиям заказчиков.




Партнеры номера