№2-3 (2020)   |   Судостроение

Флот для реки и моря

Грузоперевозки река-море востребованы во многих странах мира. В России суда смешанного плавания и морские суда ограниченных районов плавания перевозят около 25 млн тонн грузов в год. Между тем этот сегмент грузоперевозок имеет значительно больший потенциал.

В ходе вебинара «Что такое суда смешанного река-море плавания?», организованного медиа-­группой «ПортНьюс», генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров обозначил роль судов смешанного река-море плавания (ССП) и морских судов ограниченных районов плавания (СОРП) в экономике европейских стран и России и перспективы грузоперевозок этим флотом.

Грузоперевозки река-море востребованы и осуществляются во всем мире, и их объем может быть весьма значительным. Например, в Великобритании в 2017 году — 47,6 млн тонн, что практически в два раза больше, чем в России — около 25 млн тонн в год.

Между тем в разных странах применяются разные подходы определения смешанных река-море перевозок. В частности, Евростат применяет следующее определение: это «транспортная операция, осуществляемая частично по внутренним водным путям (ВВП) и частично морем без перегрузки. Она может осуществляться судами внутреннего плавания или морскими судами. Любое судно внутреннего плавания, осуществляющее такую перевозку, должно иметь соответствующее разрешение на эксплуатацию в море». То есть прежде всего делается акцент не на тип или класс судна, а на тип операции, которую совершает судно. Таким образом, в Европе четко разделяются смешанные река-море перевозки и комбинированные перевозки. То есть если происходит перегрузка товара с судна внутреннего водного транспорта на морское в пределах внутренних водных путей (ВВП), то, с точки зрения Евросоюза, это комбинированные перевозки (которые, к слову, не учитываются в статистике Евросюза). Если же осуществляется перевозка из речного порта в морской (с пересечением любых морских районов), то это уже смешанная река-море перевозка.

Такие перевозки, в частности, осуществляются по Сайменскому каналу, который является единственным связующим звеном между ВВП Финляндии и другими странами, а также морскими портами Финляндии. Объем достигал в 2004 году 2,4 млн тонн, сейчас примерно 1,3 млн тонн грузов. Причем в этих перевозках задействованы и морские суда, и суда внутреннего плавания, допущенные для каботажных перевозок в морских районах.



Партнеры номера