№2-3 (2020)   |   Акцент

Технологии помогут экспортерам

В 2020 году газ и альтернативные источники энергии продолжают вытеснять из мирового топливного баланса нефть и нефтепродукты. Развитие тренда приведет не только к появлению в России новых СПГ-терминалов, но и к оптимизации работы мощностей для перевалки нефти — востребованы будут более современные и технологичные.

По прогнозам Минэнерго США, BP, ОПЕК и Международного энергетического агентства, спрос на жидкие углеводороды в долгосрочной перспективе до 2040 года если и будет расти, то крайне слабо, достигнув 106–112 млн барр. в сутки, что лишь на 6–8% выше текущих показателей. При этом рост мировой экономики к 2040 году ожидается на 60–65%, в сравнении с показателями 2019 года (консенсус-­прогноз составляет прирост в среднем по 3% в год). Столь значительное отставание роста спроса на жидкие углеводороды объясняется технологическими изменениями, направленными на развитие альтернативной энергетики. Впрочем, рост мирового населения и экономики все же поддержит потребление нефти и нефтепродуктов на определенном уровне, но конкуренция между нефтеналивными терминалами будет возрастать, стимулируя их к внедрению новых технологий.

СПГ

На фоне стагнации спроса на нефтепродукты ожидается существенный рост доли природного газа в мировом энергобалансе, что объясняется развитием проектов по его добыче, технологий сжижения и транспортировки при высокой экологичности этого вида топлива. Неудивительно, что многие страны стараются опередить друг друга в попытке захвата доли на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ), и Россия не остается в стороне от этой гонки.

Проекты добычи природного газа, его сжижение и транспортировка на экспортные рынки стали главной движущей силой процесса освоения российской Арктики и Северного морского пути. Именно СПГ должен составить и уже составляет наибольшую долю в общем объеме грузоперевозок по Севморпути.

В настоящее время проекты СПГ в Арктике реализует ПАО «Новатэк»: уже работает проект «Ямал-СПГ», третья линия сжижения которого была запущена в конце 2018 года. Совокупный объем отгрузки СПГ с момента запуска первой очереди в декабре 2017 года превысил 25 млн тонн, всего отгружено более 340 танкерных партий СПГ. Вывоз продукции осуществляется специально построенными 15 танкерами-­газовозами ледового класса Arc7. В декабре 2019 года последний танкер серии был принят в эксплуатацию.



Партнеры номера