Обзор прессы

7 ноября 2018

Эксперты обеспокоены темпами заказа новых СПГ-танкеров на фоне рекордного всплеска фрахтовых ставок

Стремительный рост рынка перевозок сжиженного природного газа проверяет возможности судоходной отрасли по вводу и строительству новых судов, при этом фрахтовые ставки на танкеры для перевозки СПГ находятся на рекордных уровнях, пишет Financial Times.

Спрос на танкеры для перевозки СПГ на спотовом рынке растет на фоне увеличения объема предложения и спроса в связи с появлением новых покупателей (особенно в Китае) и новых маршрутов, отмечает издание.

"Ставки фрахта находятся на уровне выше, чем во времена ситуации с "Фукусимой", они растут на дополнительных экспортных объемах СПГ", - сообщил изданию ведущий аналитик рынка СПГ, фрахтовый брокер Clarksons Квок Ван. Увеличение объемов производства СПГ в этом году позволяет ожидать, что фрахт останется на высоком уровне, полагает он.

Некоторые эксперты обеспокоены подобной ситуацией, отмечая, что ограниченный ввод нового танкерного флота будет сдерживать СПГ-поставки на международном рынке. По данным Clarksons, ставки фрахта на спотовом рынке находятся на уровне $170 тыс. в день.

Согласно данным агентства, ставки фрахта на СПГ-танкеры в 2012 году достигли пика на уровне порядка $150 тыс. в день. При этом с середины 2015 по 2018 гг. ставки фрахта были ниже $40 тыс. в день.

"Отсутствие на быстрорастущем рынке перевозок СПГ необходимого тоннажа может быть серьезной проблемой в обеспечении поставок", - отмечает IEA (International Energy Agency). По данным агентства, если в ближайшее время не будет новых заказов на строительство танкеров для перевозки СПГ, на рынке в 2021-2022 годах может возникнуть пауза в сдаче нового флота.

По данным IEA, на середину 2018 года портфель заказов на танкеры для перевозки СПГ составляет 104 судна. Большая часть новых судов выйдет на рынок в 2018 - 2019 гг., строительство некоторых судов отложено на 2019-2020 гг., такой объем позволит увеличить танкерный флот для перевозок СПГ на 29%, сообщает IEA.

На строительства танкеров требуется 2-3 года, заказы на строительство этого флота были размещены до 2015 года, когда на рынке был дефицит тоннажа и высокие цены, отмечает агентство. Согласно анализу IEA, с учетом низких темпов ввода новых судов после 2020 года спрос на танкеры для транспортировки сжиженного газа к 2020 году достигнет 90% рынка и превысит черту в 100% к 2023 году. "Можно предположить, что превышение спроса над предложением на рынке СПГ-перевозок может возникнуть уже к 2020 году", - считает агентство.

В своем отчете IEA (International Energy Agency) предупреждает, что пауза в поставках новых судов с 2020 года приведет к волатильности цен на фрахтовом рынке и "большому риску, что суда (при такой стоимости фрахта - ИФ) останутся невостребованными".

Экспорт США будет расти до конца 2020 года, спрос на рынке перевозок СПГ будет также увеличиваться, сообщает аналитическое подразделение Platts, занимающееся оценкой сырьевых товарных рынков.

Несмотря на оценки IEA, финансовый директор ведущего СПГ-перевозчика GasLog Аластаир Максвелл считает, что танкеры будут доступны тем, кому они нужны, несмотря на стоимость фрахта. По его мнению, меньшее количества танкеров на рынке перевозок СПГ повлияет на баланс спроса и предложения, но это не означает, что предложения будет недостаточно для удовлетворения спроса на перевозки СПГ.