Обзор прессы

12 января 2018

В Белоруссии рассказали, какие порты для ее транзита будут основными

Белоруссия продолжит транспортировку нефтепродуктов на экспорт через российские порты на Балтике, если в этом будет экономическая целесообразность, заявил заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков, передает Белта.

В декабре вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщал о заключении в ноябре с двумя дилерами из РФ договоров о поставках белорусских нефтепродуктов с транспортировкой через российские порты. По его словам, Белоруссия может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, но должна быть экономическая целесообразность такого маршрута.

"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности", — заявил Рыбаков.

По его словам, если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими, концерн будет "только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские".

"А иначе транзит через более отдаленные порты — это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям", — добавил Рыбаков.

РФ поставляет Белоруссии до 24 миллионов тонн нефти, при этом, согласно договоренности, Минск имеет право из них "перетаможить" 6 миллионов тонн, а остальные 18 миллионов тонн направляются на переработку на НПЗ. На внутреннем Рынке Белоруссия реализует 25-30% нефтепродуктов, остальные идут на экспорт, в том числе и в Россию (около 2%). По словам Рыбакова, в 2017 году примерно 42% экспорта нефтепродуктов предприятий концерна "Белнефтехим" составили поставки на рынки близлежащих стран. Соответственно, около 58% (11,6-12 миллионов тонн) — поставки в направлении портов для отгрузки в дальнее зарубежье. В основном это мазут и другие темные нефтепродукты.

В настоящее время нефтепродукты, произведенные из российского сырья, транспортируются на экспорт преимущественно через прибалтийские порты Латвии, Литвы и Эстонии: Клайпеда (терминалы Kroviniu Terminals, Klaipedos Nafta), Вентспилс (SIA Ventspils Nafta Terminals, Ventall), Рига (T2, SIA Woodison Terminal, B.L.B. Baltijas Terminals), Мууга (OU Vesta Terminal Tallinn) и Таллин (DEKOIL OU). Основная причина поставок нефтепродуктов в прибалтийские порты — низкие тарифы.

В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ. Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что порты РФ готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Белоруссии при условии гарантированных объемов.

Белорусская нефтепеработка готовится работать в условиях ожидаемого обнуления Россией экспортных пошлин на нефть, заявил Андрей Рыбаков.

Правительство РФ уже несколько лет обсуждает налоговый маневр в нефтянке, предполагающий поэтапное снижение — вплоть до обнуления — экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налогообложения добычи.

"При отмене пошлины Россией, согласно применяемой формуле определения цены на нефть для Белоруссии, стоимость российской нефти вырастет на такую же величину и будет равна мировым котировкам. Сроки отмены пока российской стороной не определены. Однако мы активно готовимся к предполагаемым изменениям", — сказал Рыбаков.

Он отметил, что именно с целью повышения эффективности работы НПЗ в рыночных ценовых условиях проводится модернизация "Нафтана" и Мозырского НПЗ и повышение глубины переработки нефти.

Зампредседателя концерна отметил, что белорусская нефтепереработка уже несколько лет работает в условиях так называемого налогового маневра РФ, в результате которого стоимость нефти для Белоруссии растет и постепенно приближается к мировой цене. В 2017 году, например, стоимость тонны российской нефти при поставках на белорусские НПЗ составляла около 80% от ее мировых котировок, отметил он.

При этом Рыбаков обратил внимание, что при экспорте нефтепродуктов НПЗ платят пошлину в бюджет и таким образом условия льготной стоимости нефти нивелируются, затраты НПЗ становятся сопоставимыми с приобретением сырья по мировой цене.