ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • 11 января 2019

    Зерну подыскивают пути на выход

    В последние годы портовая инфраструктура Дальнего Востока получает все большее развитие из-за нарастающих потребностей экспортеров, поставляющих свои товары на растущие рынки Азии. В то же время, в первую очередь модернизируются действующие мощности по перегрузке угля – угольные компании, владея ключевыми портами ДФО, вкладывают значительные средства в расширение их пропускной способности. Экспорт же других видов товаров, в которых испытывает потребность Азиатско-Тихоокеанский регион, сталкивается с серьезными логистическими сложностями.

    Один из потенциально привлекательных для рынков сопредельных государств товаров – это российское зерно. Сейчас перевалка зерновых происходит во Владивостоке по варианту «вагон – судно», его транспортировка эффективна только в близлежащие страны: Тайвань, Китай, Японию, Корею.

    Крупные экспортеры зерна ранее не раз заявляли, что готовы менять ситуацию, развивая специализированные портовые мощности. В 2011 году проект терминала в морском порту Восточный на 5 млн тонн зерна в год анонсировали «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) и «Дальпорт». В 2014-м ОЗК и FESCO (обе входят в «Сумму» братьев Магомедовых) объявили о новом проекте – терминале на 10 млн тонн в поселке Зарубино (бухта Троица). Компании создали дочернее ООО «Дальневосточный зерновой терминал», однако из-за проблем у «Суммы», связанных с арестом ее учредителя, ни один проект фактически так и не стартовал.

    Между тем, производители зерна по-прежнему заинтересованы в транзите своей продукции через порты Дальнего Востока по Тихому океану. Свой вариант решения задачи предложило в конце 2018 года ООО «Приморский морской зерновой терминал» (ПЗМТ, входит в группу «Порта Ливадия»). Учредитель компании Василий Васильев объясняет, что целью проекта является создание специализированного терминала по перегрузке порядка 6,5 млн тонн зерна в год в бухте Суходол.

    Для реализации проекта необходимо построить сам терминал и примыкающие пути необщего пользования, которые соединили бы погрузочно-разгрузочный комплекс и станцию Петровка. На последнюю вагоны-хопперы будут поступать по неэлектрифицированной линии со станции Смоляниново Дальневосточной железной дороги. Расстояние между Смоляниново и Петровкой - около 20 километров, между станцией Петровка и железнодорожным тупиком в проектируемом терминале – 8,76 км. Для создания сообщения необходимо построить 3,9 км однопутной дороги, соединяющей терминал с железнодорожной линией Петровка – Большой камень.

     Сам порт будет состоять из трех частей: зданий на суше, забетонированной площадки берег-море, где будет располагаться основная техника, силосы, железная дорога и здание диспетчерской службы, и плавучего дока для швартовки судна. В порт будут поступать вагоны-хопперы, которые планируется размещать по двум путям (по 35 вагонов на каждый). После прямой одновременной выгрузки состава на ленточные конвейеры, находящиеся под путями, зерно будет поступать в 7 силосов для хранения. Суммарно они смогут принять в сутки не более 250 тыс. тонн зерна. Из силосов зерно будет грузиться конвейерами и ковшовыми элеваторами в судно.

    На данный момент ПЗМТ «работает с несколькими проектными организациями над подготовкой декларации о намерении инвестирования, которая включает в себя предварительные согласования со всеми государственными службами», говорит учредитель компании Василий Васильев. Компания уже приобрела на берегу бухты Суходол участок земли площадью 12 Га под будущий терминал. Проектные работы будут вестись за счет учредителя, дальнейшее финансирование предоставят партнеры - российские производители зерна.

    В компании подчеркивают, что намерены работать именно с отечественными трейдерами, тогда как основная активность на данный момент на Дальнем Востоке исходит от китайских производителей зерна, заинтересованных в транзите собственной продукции. ПМЗТ также рассчитывает получить статус резидента Свободного порта Владивосток, дающий право на беспошлинный ввоз оборудования, необходимого для работы терминала. «Оборудование производит несколько фирм, на стадии проектирования с ними будет произведен подбор необходимого оборудования», - уточняет Василий Васильев.