• 6 июля 2010

    Сгореть и засохнуть

    Российские порты продолжают прирастать углем и зерном, если оставить за скобками нефть. В то же время, непредсказуемо тяжелая засуха привела к тому, что Минсельхоз России был вынужден снизить прогноз по экспорту зерна на 2010 г. на 2,5  млн т., а из-за аварии на "Распадской" возник дефицит энергетического угля.

     

    Утомленные солнцем

     

    По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь-май 2010 г. объем перевалки угля в морских портах страны вырос на 13,8% - до 26,98 млн т., зерна на 1% - до 8,6 млн т.

     

    В регионах Приволжского, Уральского и Центрального федеральных округов РФ царствует засуха, и уже 12 регионов в связи с этим объявили чрезвычайную ситуацию. Минсельхоз в прогнозе объема производства зерна уже закладывал последствия засухи, однако она оказалась сильнее, чем предполагалось - сильнее на 5 млн т. Таким образом, прогноз министерства теперь составляет 85 млн т. произведенного зерна в 2010 г. и 20 млн т. экспортного потенциала. Ситуация с засухой демонстрирует, насколько экспортный потенциал зерновых зависит от капризов природы.

     

    Для того, чтобы обработать 20 млн т. зерна в год, действующих портовых мощностей вполне достаточно. В то же время, в России заявлено множество крупных инвестиционных проектов в области развития инфраструктуры для экспорта зерна через морские порты страны.

     

    Одна только государственная "Объединенная зерновая компания" (ОЗК) планирует инвестировать 22 миллиарда рублей в развитие российских морских зерновых терминалов. По словам генерального директора компании Сергея Левина, планируется увеличение пропускной способности по зерну портов в Азово-Черноморском бассейне на 10-15 млн т. в год, на Дальнем Востоке на 4-5 млн и на Балтике - до 3 млн т.

     

    В частности, в Новороссийске планируется модернизация зернового терминала с увеличением годовой перевалки до 5 млн т. в год, строительство нового глубоководного терминала с возможностью перевалки до 8-9 млн т. в год в порту Тамань, строительство сети речных зерновых терминалов на Волге и на Дону с объемом перевалки до 3 млн т. в год. Для выхода на мировые рынки сибирского зерна планируется развитие соответствующих терминалов в портах Дальнего Востока. Совместно с "Базовым элементом", "Сахо", Itochu и Mitsui прорабатываются проекты строительства терминалов в портах Ванино, Находка и Восточный. На Северо-Западе совместно с ОАО "Компания "Усть-Луга" прорабатывается проект строительства терминала в порту Усть-Луга.

     

    Планы создания мощностей по перевалке зерна существуют и у Владивостокского морского торгового порта, который в настоящее время строит специализированный терминал по перевалке зерновых грузов мощностью в  3  млн тонн в год.

     

    По мнению Сергея Левина, реализация проектов ОЗК даст возможность увеличения объемов экспортных поставок и откроет новые направления для экспорта зерна, откроет новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Южной Америке.

     

    Таким образом, если будут реализованы все заявленные проекты, возможности по перевалке зерна в российских портах, как минимум, удвоятся. Однако не будут ли они при этом простаивать полупустыми и не уйдут ли инвестиции, в том числе, государственные, "в песок" - вопрос открытый.

     

    Правительство не даст погореть

     

    С углем имеются свои проблемы. Это повторяющиеся случаи аварий на шахтах, самой громкой из которых стала авария на "Распадской", приведшая к возникновению дефицита коксующегося угля, что демонстрирует необходимость дополнительных инвестиций в отрасль.

     

    На последнем заседании президиума правительства РФ был озвучен комплекс мер, которые намерено предпринять государство в угольной отрасли. Так, предполагается создать при правительственной комиссии по вопросам ТЭКа межведомственную рабочую группу по вопросам развития угольной отрасли. В сфере комплексного освоения новых месторождений, обеспечения баланса внутреннего потребления и экспорта угля, а также учета логистики поставок дано поручение подготовить комплексную программу лицензирования угольных месторождений.

     

    Также поручено подготовить предложения по развитию комплексной системы технического регулирования в угледобывающей отрасли по вопросам, касающимся требований к горнотранспортному, горношахтному оборудованию и внедрению на всех шахтах многофункциональной системы контроля с возможностью определения местоположения шахтеров.

     

    В настоящее время закончена подготовка к вводу в эксплуатацию Эльгинского месторождения, которое планируется запустить в эксплуатацию в ноябре 2010 г. Запасы месторождения составляют 2,1 млрд т. угля. Ожидается что его разработка позволит снизить дефицит, вызванный аварией на "Распадской".

     

    Даже несмотря на имеющиеся проблемы, а также признаки замедления роста мировой экономики, все же можно прогнозировать рост спроса на уголь в долгосрочной перспективе. Другое дело, что будут ужесточаться требования к экологической и технологической безопасности операций с углем.

     

    В связи с этим очевидно, что существующие мощности по перевалке угля в России недостаточны.

     

    Отметим в этой связи, что в России продолжают развиваться портовые мощности по перевалке угля. В частности,  в активную фазу реализации выходит проект строительства порта Лавна в рамках Мурманского транспортного узла, планируется увеличение объемов перевалки угля в Высоцке, происходит модернизация соответствующего оборудования в порту Мурманск и других.

     

    Для увеличения экспорта угольной продукции Минтрансу России и иным органам исполнительной власти поручено проработать вопросы развития угольных терминалов экспортного направления как на Дальнем Востоке, Северо-Западе, так и на побережье Черного моря.

     

    Отметим, что Россия не только экспортирует, но и импортирует уголь. Так, "Мечел" завозит уголь жирных марок из США через собственный терминал в порту Темрюк.

     

    При этом «Мечел» планирует организовать поставки угля из Америки на регулярной основе как для собственных нужд, так и для продажи на свободном рынке. Так, 1 июля 2010 г. в порту Norfolk загружено уже второе судно класса Panamax углем производства «Мечел-Блустоун».

     

    В настоящее время «Мечел-Блустоун» скорректировал свой производственный план и увеличил добычу углей, способных заместить дефицитные на российском рынке жирные (высоколетучие) марки.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен