• 11 сентября 2009

    Высоты «Высоцкого»

    ООО «Порт Высоцкий», специализирующийся на перевалке угля, поступающего из шахт Кузбасса, рассчитывает по итогам текущего года увеличить грузооборот на 18,2% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года - до 3,5 миллионов тонн. Тем не менее, под влиянием мирового финансового кризиса инвестпрограмму расширения мощностей терминала и диверсификации грузопотока пришлось свернуть на неопределенное время.
     

     

    Государство нам поможет

     

    Главной деятельностью ООО «Порт Высоцкий» является перевалка российского угля на экспорт в страны Западной Европы. В докризисные годы рассматривалась возможность расширения мощностей угольного терминала до 10 млн т. в год в 2010 г. с дальнейшим  выходом на 15 млн тонн в год. В 2008 г. уже были получены технические условия по усилению железнодорожных подъездов к порту с учетом грузооборота в 10 млн тонн в год. Однако экономический спад вызвал падение поставок угля и эти планы теперь отложены на неопределенный срок.

     

    Как прокомментировал в беседе с ИАА «ПортНьюс» ведущий аналитик ФК «Открытие» Андрей Литвин, российская угольная отрасль действительно сильно пострадала от кризиса. По словам эксперта, наиболее тяжелыми были IV квартал 2008 и I квартал 2009 года, когда потребление угля было наименьшим.

     

    Тем не менее, в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», по заказу ФГУП «Росморпорт» в порту проводятся работы по дноуглублению и реконструкции причалов, без остановки стивидорной деятельности. По словам генерального директора ООО «Порт Высоцкий» Игоря Дубровского, они должны быть завершены  в 2010 году. В течение 2008 года были реконструированы все четыре причала порта, а в текущем году основные работы сосредоточены  на дноуглублении подходного канала и акватории порта. После дноуглубления порт сможет принимать суда дедвейтом до 40 тыс. тонн.

     

    Руководство стивидорной компании также рассчитывает на то, что благодаря проведенным за счет государства работам, в будущем оно сможет диверсифицировать грузопоток и начать принимать и генеральные грузы и контейнеры. «Мы прорабатывали планы по началу перевалки в порту металлов, минеральных удобрений и контейнеров, однако с наступлением кризиса потенциальные клиенты стали отказываться от своих планов и поэтому все эти проекты были отложены», - отметил Игорь Дубровский.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В ожидании роста

     

    Несмотря на то, что планы по увеличению объемов перевалки и диверсификации грузов оказались свернуты, ООО «Порт Высоцкий» все же инвестировало в закупку нового оборудования, которое позволит работать с судами дедвейтом до 40 тыс. тонн. В 2009 г. были приобретены 2 голландских буксира, погрузчик Volvo и два комплекса английского производства по очистке угля от металлических элементов. В 2010 году планируется закупить 4 крана из Германии, также рассматривается возможность приобретения 1 манипулятора и 1 погрузчика. Объем инвестиций не разглашается, однако в компании уверяют, что они производятся за счет собственных средств компании и ее зарубежного учредителя, название которого также не раскрывают. Кредитные средства не привлекаются.

     

    По словам исполнительного директора ООО «Порт Высоцкий» Вадима Павлова, новое оборудование позволило сократить время оборота вагонов (за счет использования гидравлических манипуляторов), а также наладить очистку поступающего угля от металлических вкраплений, что является условием со стороны некоторых заказчиков. «Имеющихся пяти манипуляторов достаточно для годового объема перевалки в 5 млн тонн угля», - отметил Вадим Павлов.

     

    В следующем году компания рассчитывает перевалить уже порядка 4,5-5 млн тонн, что, по словам Игоря Дубровского, является пределом. Для дальнейшего увеличения грузооборота потребуется реализация инвестпрограммы по расширению пропускной способности терминала.

     

    Напомним, что на Северо-Западе России на перевалке угля также специализируется «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга, объем грузооборота которого за 8 месяцев текущего года составил 4,5 млн тонн угля (в порту Высоцк за этот же период было перевалено  2,1 млн тонн). Кроме того, перевалкой угля занимается и «Четвертая стивидорная компания» (ОАО «Морской порт Санкт-Петербург») с сопоставимыми объемами перевалки. Также на западном берегу Кольского залива планируется строительство угольного терминала с грузооборотом в 18 млн т. угля по выходу на полное развитие.

     

    По словам Игоря Дубровского, российские угольные терминалы не создают конкуренцию порту Высоцк, а в качестве конкурентов порт рассматривает зарубежные порты Балтики. Отметим в связи с этим, что за 8 месяцев текущего года перевалка угля в порту Вентспилс составила 3,79 млн тонн, порт Рига за тот же период увеличил перевалку угля на 14% - до 10 млн тонн.

     

    По мнению ведущего аналитика ФК «Открытие» Андрея Литвина, Европа является важным, хотя и не ключевым рынком для российских угольных компаний.

     

    «В связи с кризисом, потребление угля снизилось, хотя по энергетическому углю падение было не столь ощутимым, как по коксующемуся. На фоне восстановления мировой экономики можно ожидать, что рост потребления угля возобновится, в частности должны возрасти поставки российского угля. Мы полагаем, что дно цикла пройдено, и в перспективе можно ожидать постепенного улучшения ситуации в отрасли, которое будет характеризоваться ростом цен и объемов потребления», - пояснил Андрей Литвин ИАА «ПортНьюс».

     

    Виталий Чернов.

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен