• 16 октября 2019

    Да будет все едино?


    Морспасслужба считает целесообразным создание в России единого оператора морского спасательного флота с включением в него спасательных судов Росрыболовства и части судов МЧС. В Службе считают, что это позволит снизить издержки и повысить гибкость при проведении спасательных операций. В Росрыболовстве с идеей передачи своего спасательного флота не согласны.

    Спасти спасателей

    Государственная морская спасательная служба Росморречфлота (Морспасслужба) считает целесообразным создание единого оператора спасательного флота на море. Об этом на днях журналистам рассказал и. о. руководителя Морспасслужбы Андрей Хаустов.

    По его словам, уже давно обсуждается вопрос о передаче спасательных судов Росрыболовства в ведение Морспасслужбы (по данным Службы, речь идет о 16 судах, из которых в настоящее время лишь четыре реально работают), а также части судов МЧС.

    В настоящее время в составе флота Морспасслужбы находится 317 судов, из которых около 100 спасательных. При этом объем бюджетного финансирования Службы составляет около 500 млн руб. в год против 600 млн руб. (по данным Росрыболовства), выделяемых бюджетом на содержание спасательных судов рыболовного ведомства. Морспасслужба покрывает расходы за счет иных видов деятельности, прежде всего, работы на шельфовых проектах.

    По словам Андрея Хаустова, более чем половину аварий на рыболовных судах ликвидирует именно Морспасслужба.

    Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе Росрыболовства, ранее в 2017 и 2018 годах вопрос передачи спасательных отрядов федерального агентства в ведение Минтранса России уже обсуждался.

    «В связи с невозможностью обеспечения структурами Минтранса России постоянного нахождения подведомственных спасательных судов непосредственно в районах промысла вблизи от судов, ведущих рыболовство, а также обеспечения надзора за судами рыбопромыслового флота в части безопасности плавания, было принято решение о нецелесообразности такой передачи. Эту позицию активно  поддержало рыбацкое сообщество», - сообщили в Росрыболовстве.

    В рыболовном ведомстве уточнили, что ярким примером необходимости нахождения спасательных судов вблизи ведущих промысел судов может служить недавняя операция по спасению плавбазы «Петр Житников». Спасательное судно Росрыболовства прибыло к горящему судну на сутки раньше спасателя ФГБУ «Морспасслужба», вышедшего из порта Корсаков, и обеспечило тушение пожара и борьбу за живучесть аварийного судна, пояснили в федеральном агентстве по рыболовству.

    Андрей Хаустов, со своей стороны, считает, что если все-таки произойдет объединение спасательных флотов Морспасслужбы и Росрыболовства под эгидой первой, то ухудшения ситуации со спасанием рыбаков не произойдет, более того, для них будут работать более современные и многофункциональные суда.


    «Мы даже были готовы подписать соглашение, что готовы оказывать услуги рыбакам по имеющимся расценкам Росрыболовства», - сказал глава Морспасслужбы.

    Он отметил, что ликвидацией аварии на плавбазе «Петр Житников» совместно занимались суда как Службы, так и федерального агентства по рыболовству.

    «Совместными усилиями мы эту аварию ликвидировали. Спасатель у них (Росрыболовства – Ред.) вышел из Владивостока, пришел на тушение плавбазы... Но полагаю, максимум, если бы судно затонуло, он смог бы поднять из воды людей - и все. Это говорит о том, что то финансирование, которое Росрыболовству выделяется на эти цели, недостаточно даже для того маленького флота, который у них есть. Все равно имеются управленческие расходы, затраты на ремонт, стоянку, снабжение, обучение и т. д. Только на стоянке судно для энергоснабжения тратит 60 тонн топлива в месяц, а в море эта цифра увеличивается в разы, - сказал Андрей Хаустов. – Поэтому, если такое решение об объединении будет принято, то мы - за консолидацию усилий. И с МЧС общались на эту тему тоже. Когда есть единая спасательная служба, то административный персонал становится меньше, можно будет более продуманно расставлять флот по бассейнам. Эффективность для государства будет гораздо выше».

    Говоря о судах МЧС, которые могли бы быть переданы в ведение Морспасслужбы, Андрей Хаустов назвал флот бывшей службы министерства по проведению подводных работ специального назначения, который, по его оценке, требует ремонта и практически не используется.

    В Росрыболовстве, в свою очередь, уточнили, что сейчас проводится ремонт под класс Российского морского регистра судоходства пяти спасательных судов, по завершении которого будет обеспечено дежурство восьми судов-спасателей. В том числе четырех – в Дальневосточном бассейне, трех – в Северном и одного судна – в Азово-Черноморском.

    Отметим, что во многих развитых странах функции спасания на море осуществляет Береговая охрана, которая объединяет в себе как функции вооруженной пограничной службы, так и аварийно-спасательной. У такой унификации, впрочем, имеются как плюсы (оптимизация расходов государства и единство управления и ответственности), так и минусы (отсутствие специализированных судов и необходимость решения слишком большого объема задач одновременно).

    Виталий Чернов.