• 27 февраля 2019

    Бездонные перспективы

    Увеличение доли дноуглубительных работ, которые осуществляет ФГУП «Росморпорт» собственными силами, необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и строительства специализированного флота в России, внедрение инноваций  - вот главные тенденции и задачи, которые подробно обсудили участники II Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».

    Нет предела совершенству


    Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по дноуглублению в России, в целом сформирована и успешно функционирует. Такое мнение в ходе Конгресса высказала заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева.

    «В 2013 году был принят закон, который позволил нам заниматься дноуглублением и захоронением грунтов. Собственно говоря, с того времени никаких существенных проблем в этой сфере, требующих радикального изменения законодательства не возникло, все инвестиционные проекты с дноуглублением реализуются», - сказала Надежда Жихарева.

    Тем не менее, по некоторым вопросам требуется совершенствование нормативно-правовой базы, что, во многом, связано с запуском новых проектов, среди которых особое место занимают арктические, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Среди них замруководителя Росморречфлота выделила закрепление возможности отлагательного хранения грунта с целью его использования впоследствии, поскольку часто работы по дноуглублению и созданию новых объектов разнесены во времени. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в постановление правительства России от 2015 года о Правилах распоряжения грунтом.

    Другие готовящиеся изменения в законодательство касаются упрощения работ по созданию объектов портовой инфраструктуры. Так, планируется вывести вспомогательные здания на территориях портов из-под статуса особо опасных и технически сложных объектов путем внесения изменений в Градостроительный кодекс.

    Кроме того, на рассмотрении правительства России уже находится законопроект, освобождающий объекты портовой инфраструктуры в устьевых портах, фактически расположенных на реках, от проведения государственной экологической экспертизы. Это проблема возникла несколько лет назад после предоставления портам, расположенным в устьях рек, статуса морских.

    Еще одна актуальная, особенно для Дальнего Востока, проблема - влияние деятельности терминалов пылящих грузов на окружающую среду. В настоящее время завершается подготовка Справочника по наилучшим доступным технологиям (НДТ), причем применение указанных в нем мер и технологий для снижения негативного экологического воздействия от деятельности подобных терминалов предполагается сделать обязательным (в соответствии с утвержденной госэкоэкспертизой проектной документацией) через внесение изменений в Техрегламент безопасности объектов морского транспорта.

    В настоящее время в России остро стоит проблема нехватки специализированных мощностей по перевалке минудобрений. В этом сегменте сохраняется высокая степень зависимости от портов сопредельных государств. В последнее время были заявлены инвестпроекты в данной сфере, однако они наталкиваются на требования Водного кодекса, запрещающего создание специализированных хранилищ агрохимикатов в границах водоохранной зоны. В связи с этим были подготовлены изменения в Водный кодекс, которые разрешают размещение подобных хранилищ в границах водоохранных зон, если они будут находиться в границах морских портов.

    Более подробно об изменениях нормативно-правовой базы в сфере дноуглубления и создания объектов портовой инфраструктуры читайте в тексте доклада Надежды Жихаревой, опубликованном на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>

    Участники Конгресса обозначили и другие проблемы нормативно-правового регулирования, которые представляются им актуальными и требующими разрешения.

    Так, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев отметил, что существует проблема невозможности пользования одним отвалом для грунта разными пользователями. Кроме того, существует требование, чтобы захораниваемый грунт имел такое же или лучшее качество, как и находящийся грунт в месте отвала, даже если разница несущественна и не ведет к ущербу для экологии. Все это приводит к тому, что пользоваться близлежащим отвалом становится невозможным и приходится искать удаленный, отметил Андрей Лаврищев. А это приводит к значительному удорожанию дноуглубительных работ.

    Еще одна проблема связана с компенсацией ущерба биоресурсам. В настоящее время действует норма, в соответствии с которой требуемая компенсация может быть несопоставимой с нанесенным ущербом. Например, в качестве компенсации за ущерб морской капусте в одном из портов требовалось восстановить в том же весовом объеме популяцию лососевых, что несопоставимо по затратам.


    Советник генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Виктор Чеботаев, выступая на Конгрессе, высказал мнение о необходимости  формирования системы «единого окна» при проведении дноуглубительных работ, в  рамках которой  можно было бы получить подготовленные места отвалов, за которые отвечали бы, к примеру, администрации морских портов. Также представитель ведомства предложил создать систему государственного экологического мониторинга донных отложений в акваториях морских портов и районов дампинга. Такую экспертизу могли бы осуществлять организации, подведомственные Минприроды.  Также представитель ведомства предложил исключить требование об обязательном проведении государственной экологической экспертизы при проведении ремонтного или аварийного черпания.

    Участвовавший в Конгрессе заместитель директора департамента госполитики регулирования в области водных ресурсов Минприроды России Сергей Коскин обратил внимание, что в Минприроды существует рабочая группа по устранению административных барьеров, в которую также можно вносить соответствующие предложения.

    О необходимости совершенствования законодательства в части строительства гидротехнических сооружений (ГТС) в ходе конгресса говорил и заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Андрей Козлов. По его словам, Минтранс планирует подготовить план-график совершенствования нормативно-технической базы по ГТС в ближайшие недели.

    Более подробно о нормативно-правовой базе в сфере дноуглубления читайте в очередном номере журнала «Гидротехника» >>>>

    Делаем в России и не только

    Как рассказал в ходе Конгресса Андрей Лаврищев, объем дноуглубительных работ ФГУП «Росморпорт» в 2019 году по плану составит 12,1 млн куб. м. В соответствии с приведенными им данными, в том числе объем ремонтного дноуглубления должен составить 10,4 млн куб. м., дноуглубления при новом строительстве - 1,7 млн куб. м. При этом собственными средствами планируется провести работы в объеме 8,4 млн куб. м.

    Порты, в которых будет проводиться дноуглубление в рамках реализации проектов развития: Калининград, Геленджик, Ванино, Холмск.


    Заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов сообщил, что до 2030 года «Росморпорт» планирует заказать строительство четырех дноуглубительных судов. По его словам, в том числе планируется построить рефулерный несамоходный фрезерный земснаряд, три самоотвозных трюмных земснаряда с объемом трюма в 1 тыс. куб. м.

    В настоящее время в постройке на «Онежском судостроительно-судоремонтном заводе» по заказу предприятия строятся дноуглубительное судно с объемом трюма в 2 тыс. куб. м «Юрий Маслюков», две самоходные грунтоотвозные баржи с объемом трюма 600 куб. м каждая, а также самоходная грунтоотвозная шаланда с объемом трюма в 900 куб. м «Рабочая».

    При этом на барже (шаланде) «Рабочая» будет осуществлена опытная эксплуатация оборудования для безэкипажного судовождения в рамках запланированной Минпромторгом России опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческо-технологического назначения». Работа выполняется совместно с рабочей группой Национальной технологической инициативы (НТИ) «МариНет» и группой «Кронштадт», которая подготовит документацию для установки оборудования по обеспечению ее безэкипажного функционирования. В данном проекте также намерены принять участие судоходные компании «Совкомфлот» и «Пола Райз». Баржа будет контролироваться с земснаряда, в связке с которым она будет работать.

    О других инновационных проектах в сфере дноуглубительной техники в ходе Конгресса рассказал технический директор ООО «Нониус Инжиниринг» Михаил Чемоданов. Так, компания разработала отечественный накладной экологический неизотопный плотномер, построенный на принципах гидроакустики, а также разрабатывает Систему подводного видения для земснарядов (разработка производится на средства гранта от Федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»).

    Еще один отечественный производитель специализированного оборудования – НПО «Композит», который специализируется на научных исследованиях, разработке и внедрении износостойких резиновых изделий - производстве трубопроводов для горнодобывающих предприятий и гидромеханизированных работ. Как рассказал в ходе Конгресса руководитель отдела продаж предприятия Михаил Лунев, в частности, компания предлагает плавучие морские трубопроводы со штуцерным фланцем, резиновые трубопроводы с универсальным пластиковым поплавком, всасывающие трубопроводы для работы на раме земснаряда и другую продукцию, используемую при дноуглубительных работах.

    Развитию отечественных производств специализированных судов будут способствовать меры господдержки, о которых в ходе Конгресса рассказал заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов. Он отметил, что Минпромторг готовит изменения в постановление правительства №719, где будут определены критерии для определения российского происхождения судна. Кроме того, рассматривается возможность предоставления субсидий для судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае, где разместят заказы на большинство арктических судов. По-прежнему действуют госпрограммы поддержки отечественного судостроения, такие как субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант, льготный лизинг.

    Помимо отечественных компаний российский рынок специализированного флота готовы осваивать и ведущие мировые производители. Как рассказал в ходе Конгресса директор по продажам Damen (Нидерланды) Вадим Акимов, компания планирует развивать локализацию судостроительных проектов в России. В частности, в настоящее время для ФГУП «Росморпорт» по проекту и под наблюдением Damen строится дноуглубительное судно объемом трюма в 2 тыс. куб. м на «Онежском судоремонтно-судостроительном заводе», которое планируется сдать в I квартале 2020 года.

    Развивая отечественную промышленность стоит принимать во внимание и опыт ведущих мировых компаний отрасли. В ходе Конгресса представитель китайской корпорации CCCC Ван Саопян рассказал об опыте проведения дноуглубительных работ в крупнейших портах мира. Компания обладает флотом из 103 земснарядов и 100 других судов, дноуглубительные возможности составляют 800 тыс. куб. м в год.

    Директор по дноуглублению корпорации «Либхерр-Верк Ненцинг ГмбХ» Александр Моосбрюггер, в свою очередь, поделился опытом по производству техники Liebherr  для грейферного дноуглубления.

    Если говорить в целом, то следует отметить, что Россия продолжает осуществлять достаточно масштабные проекты, требующие больших объемов дноуглубления. Развивается и отечественное производство необходимой техники и судов, делаются перспективные инновационные разработки. Остаются и некоторые проблемы, которые еще требуют разрешения.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен